Источник — Материал №28029:
Этично ли изучать Власть?

  • Сергей Щеглов Модератор

    03.11.2016 15:16  5 (2)

    Этично ли изучать Власть?
    Вообще говоря, отдельный социум вполне вправе запретить изучать что угодно, начиная от всех книг, кроме Корана, и заканчивая генетической модификацией человека. Вопрос лишь в том, насколько при этом он выиграет/проиграет в сравнении с другими социумами. Как правило, подобные запреты ведут к замедлению организационно-технологического развития, и в долгосрочном плане губительны для запрещающих. Я не знаю примера общества, проигравшего конкуренцию из-за слишком большой свободы научных исследований;... Полный текст статьи
    Этично ли изучать Власть?

    Вообще говоря, отдельный социум вполне вправе запретить изучать что угодно, начиная от всех книг, кроме Корана, и заканчивая генетической модификацией человека. Вопрос лишь в том, насколько при этом он выиграет/проиграет в сравнении с другими социумами. Как правило, подобные запреты ведут к замедлению организационно-технологического развития, и в долгосрочном плане губительны для запрещающих. Я не знаю примера общества, проигравшего конкуренцию из-за слишком большой свободы научных исследований; а вот обратные примеры известны в избытке.

    Тем не менее, публикация "Лестницы в небо" вызвала вполне ожидаемые комментарии в духе "авторы учат злую Власть, как лучше убивать наших детей":

    ...виноваты Хазин и Щеглов, пропаганда и сама эпоха постсоветского развала, когда архаичный подход победил конструктивный, свойственный цивилизации...

    Один мой знакомый даже не смог дочитать книгу до конца, настолько беспросветной стала ему представляться картина окружающего мира. Все, что до прочтения "Лестницы" можно было считать достижениями человеческого гения и труда, оказалось лишь "отходами производства" от реального исторического процесса — вечной борьбы за Власть, вечной грызни пауков в банке. Возникает вопрос: а правильно ли поступили авторы, опубликовав свое дьявольское открытие? Не является ли знание о Власти своего рода психологической отравой, делающей бессмысленными все ценности и идеалы (кроме все той же грызни с другими пауками)?

    Вот что пишет мне в комментариях человек, очень хорошо понявший нашу книгу:

    Согласно вашей теории, выходит следующее...

    Что-то изменить в происходящем может лишь человек, не имеющий никакого отношения к власти (пора валить, в смысле куда) или группа людей на самом верху власти (пора валить, в смысле кого). Последний вариант возможен лишь тогда, когда дальнейшее существование страны будет невозможно и извлекаемые ресурсы закончатся (а так -- стимула нет). Все же люди на промежуточных ступеньках заинтересованы в существовании внутри системы и извлечении из неё максимального количества плюшек (способом, описанным в п.1.)

    Следовательно, дискуссии о политике на русском языке бессмысленны. Кто против и готов утратить статус кво в России, тому хорошо свалить, внутри сложившейся иерархии делать нечего, а переделать её невозможно.

    Не правда ли, весьма неожиданный результат от прочтения "самой правдивой книги о Власти"? Казалось бы, знание о какой-то предметной области должно помогать с ней справляться — а мы сталкиваемся с совершенно противоположным результатом. Прочтение "Лестницы в небо" заставляет людей опускать руки, осознав, насколько могущественный монстр (Власть) им противостоит. Более того, руки опускаются даже при неполном осознании его могущества: вариант "свалить" предполагает, что где-то там, "за бугром", существует какое-то другое общество, на которое не распространяются законы Власти. У нас, авторов теории, таких иллюзий нет: законы Власти одинаковы для всех времен и народов.

    Так что же получается, книгу и в самом деле лучше бы запретить? Наука о Власти является общественно-вредной, снижающей революционную активность масс, разжигающей социальный пессимизм и оправдывающей массовые репрессии?

    Разумеется, нет. Общественно вредным, приводящим сначала к неправильным и бессмысленным действиям, а потом к разочарованию в жизни и ненависти ко всему сущему, является незнание законов природы. Вспомним историю медицины, еще в 19 веке (смерть Кавура) лечившей все болезни кровопусканием; на наш взгляд, ровно в таком же положении находится сегодня и социальная теория, предлагающая в качестве рецепта от всех болезней замену организаций (диктатуру на демократию, одно правительство на другое) вместо изменения характера деятельности правящих группировок.

    Способность реальной структуры Власти "прорастать" через меняющиеся организационные формы была открыта больше ста лет назад (Железный закон олигархии Михельса, обнаруженный им в результате изучения "демократических" и "социалистических" партий Западной Европы). Тем не менее, для решения любых общественных проблем современная либеральная идеология предлагает все тот же рецепт: свержение "тирании" и демократические выборы. К чему приводят "честные выборы" среди людей, не имеющих реальной Власти, мы хорошо знаем из российского опыта — Координационный Совет Оппозиции, избранный в октябре 2012 года, просуществовал всего один год и самораспустился в силу полной невозможности наладить хоть какую-то работу. Ну а что происходит, когда Власть уплывает из рук авторитарного правителя и становится предметом дележа всех желающих, мы можем наблюдать что называется в прямом эфире, в таких государствах, как Сомали, Ирак, Ливия и Сирия.

    Тем не менее, спросите сегодня любого оппозиционера — как наладить жизнь в стране? — и Вы наверняка услышите в ответ "провести честные выборы" или "Путин должен уйти". Убеждения, сформированные в головах у "юношей бледных со взором горящим" (которым нынче бывает и по пятьдесят лет), успешно противостоят реальности: "тем хуже для фактов". Следование устаревшей социальной теории до сих пор заставляет политических активистов лечить все болезни кровопусканием. А между тем реальные изменения в общественной жизни связаны с совсем другим процессами, невидимыми без специального, теоретического взгляда на реальность (какими именно, не будем повторяться, они подробно описаны во второй части "Лестницы в небо"). Как раз незнание теории Власти и приводит вчерашних "революционеров" к краху личной карьеры (если, конечно, они не одумываются и не вступают в "Единую Россию") и полному разочарованию в возможности что-то изменить.

    А вот знание теории Власти — напротив, позволяет трезво взглянуть на социальные проблемы и выработать принципиально новый подход к политической деятельности в XXI веке. Разумеется, для этого понадобится еще какое-то время (как мы не устаем повторять, теория Власти еще только-только появилась на свет, основные открытия в ней еще впереди) и новые люди (которые сегодня еще и не подозревают об открывающихся перед ними возможностях); вот почему мы сегодня основные усилия сосредоточили не на продолжении разработки теории, а на том, чтобы донести ее положения до возможно большего числа людей.

    Изучать Власть не просто этично; это единственное занятие, дающее хоть какую-то надежду на изменения к лучшему!


    Оцените статью

    Ответить    Последний комментарий

+
  • Oliver Stocks ГОСТЬ

    03.11.2016 16:56

    0% 0.0

  • Баора Тандаш ГОСТЬ

    03.11.2016 19:16

    0% 0.0

    +
    • ... Ёжик в ГОСТЬ

      03.11.2016 23:04

      0% 0.0

  • marymary m 85 место

    03.11.2016 21:09

    81.6% 2.2

    +
    • sofist 464 место

      03.11.2016 21:30

      75% 0.5

      +
  • ... Ёжик в ГОСТЬ

    03.11.2016 22:57

    0% 0.0

  • ... Ёжик в ГОСТЬ

    03.11.2016 23:14

    0% 0.0

  • Читатель 57 место

    04.11.2016 01:25

    92.6% 0.8

  • Valeriy Makashov Автор

    04.11.2016 09:48

    76% 0.5

  • Владимир Тимофеев 72 место

    04.11.2016 12:45

    79.5% 1.0

  • sofist 464 место

    06.11.2016 14:38

    75% 0.5

  • Сергей Мищук Автор

    04.11.2016 17:11

    83% 0.6


Ответить    Последний комментарий