Самое обсуждаемое

Материал №30249:
Сказки пятого поколения

  • Иван Магрегор Автор

    12.04.2017 16:02  7.8 (5)

    Здравствуйте, дорогая принцесса Селестия. Самым первым и самым главным инструментом для формирования мировоззрения человека с детских лет и до старости являются, кто бы мог подумать, сказки. Да, образование, наука, реклама, пропаганда, идеология и все такое - дело важное, но самые глубинные и базовые, задающие тон всему остальному мышлению пласты личности формируют именно сказки. Они являются основными мировоззренческо-регуляторными инструментами (МРИ). Частично сакральное восприятие реальности является... Полный текст статьи

    Здравствуйте, дорогая принцесса Селестия. Самым первым и самым главным инструментом для формирования мировоззрения человека с детских лет и до старости являются, кто бы мог подумать, сказки. Да, образование, наука, реклама, пропаганда, идеология и все такое - дело важное, но самые глубинные и базовые, задающие тон всему остальному мышлению пласты личности формируют именно сказки. Они являются основными мировоззренческо-регуляторными инструментами (МРИ).

    Частично сакральное восприятие реальности является органичным для человека, такова его психология. Самым главным для формирования системы ценностей и методологии мышления человека являются не слова, заветы и наставления, а ролевые модели, сфокусированные в персонажах мифов, легенд, историй которые на слуху. Позднее сказки, мифы и былины эволюционировали в религиозные системы, затем в книгопечатные издания, потом в классическую прозу и поэзию, а еще позже - в знакомые и обсуждаемые сейчас кинематограф, анимацию, музыку, изобразительные искусства. Обобщим эволюцию сказок как мировоззренческих инструментов и разделим их на поколения по состоянию на начало ХХ века:

    первое поколение: сказки, мифы, былины, песни
    второе поколение: культы и религиозные системы, хоровая музыка
    третье поколение: литература, живопись, драматургия, оркестровая музыка
    четвертое поколение: фильмы, ТВ, анимация, радио и массовая музыка


    Каждое последующее поколение сказок на порядки превышает эффективность предыдущего и использует более сложные и совершенные носители информации, появлением которых и было предопределено, требует более сложных организационных форм и квалификации специалистов для донесения и восприятия главного при формировании мировоззрения - социальной логики и ролевых моделей. Предопределена же эволюция сказок была прежде всего эволюцией информационных инструментов. Например, появление второго поколения сказок было обусловлено изобретением письменности, третьего - книгопечатанием, четвертого - фотопленкой, звукозаписью, радио и телевидением. Ленин, как бы кто к нему не относился, но дураком его точно не назвать, отлично понимал приоритет этих инструментов воспитания и формирования мировоззрения людей, и прямо называл кино важнейшим из искусств. Оно действительно было самой мощной и передовой формой сказок. На то время.

    Сразу сделаю оговорку для людей, имеющих религиозные чувства, которых может задеть включение чего-то личного, сакрального и важного для них в разряд обыденного с точки зрения социотеха утилитарного инструмента. Да, так я и смотрю на любые религиозные системы и культы, как на обычный инструмент для мировоззренческого специалиста, такой же как топор для лесоруба или клещи для слесаря, и ничем от них принципиально не отличающийся. Мне жаль если это кого-то обижает, но вот так я смотрю на реальность и понимаю ее. Для меня любая религия - это обычная отвертка для сборки и отладки мировоззрения, к тому же еще и устаревшая на пару поколений в сравнении с более современным инструментарием, которая может быть полезной в определенной ситуации, а в другой ситуации и не очень полезной, и иметь второстепенную и третьестепенную важность. В качестве сатисфакции могу отметить, что до недавнего по историческим меркам времени со своей задачей религиозные системы худо-бедно, а кое-где при нормальном руководстве еще и неплохо справлялись, оставили гигантский след в мировой культуре и являются неотделимой частью нашей истории, наших традиций и нашей цивилизации, как и все остальное что сформировало и выковало нас. Но эти инструменты устарели уже около двух сотен лет назад, и на данном историческом этапе способны выполнять функции воспитания и социального регулятора чуть более чем никак. И не то чтобы совсем никак, но далеко не так как нужно. Просто значительно возросла скорость и мощность информационных потоков, а религиозные системы разрабатывались в совсем других ситуациях, на такие условия они просто не рассчитывались.

    На данном этапе все еще очень важна роль мировоззренческих инструментов четвертого и в меньшей степени третьего поколений, об этом говорено и переговорено премного и без меня. Роль же инструментов второго поколения на современном этапе мне кажется чрезмерно переоцененной, ставка государства на эти инструменты формирования мировоззрения - стратегическая ошибка из-за их неэффективности вследствие устаревания, я же хотел обратить внимание на новое и чрезвычайно перспективное поколение мировоззренческих инструментов. Хоть оно и зародилось по сути полвека назад, но реальную и перспективную роль в наборе приемов социотеха стало играть лишь с появлением и распространением нового информационного инструмента - интернета, и очередным скачком мощности и скорости информационных потоков. Я сейчас хочу поговорить о сказках пятого поколения - об игровых вселенных и фандомах (фэндомах).

    Фэндо́м, фандо́м, фендо́м (англ. fandom, букв. фанатство) — неформальное (как правило) субкультурное сообщество, участники которого объединены единым интересом, связанным с произведениями искусства — пристрастием к определённому фильму, книге, сериалу и т.д.
    Реже этим же словом определяют всю совокупность фанатского вторичного творчества, относящегося к определённому произведению или описанному в одном или нескольких произведениях альтернативному миру. Самыми простыми примерами фандомов можно назвать наверняка известные старшему поколению клубы любителей фантастики.


    Отличительной чертой сказок пятого поколения является их интерактивность, т.е. способность потребителя активно влиять на сказку, создавать альтернативные ее версии, пересматривать и модифицировать персонажей и их ролевые модели. Если более ранние поколения сказок и их ролевых моделей разрабатывались небольшим количеством людей, то в рамках пятого поколения сказок эта монополия уже пошатнулась даже несмотря на все еще значительное влияния авторов на исходную версию.



    Сказки пятого поколения имеют значительные преимущества:

    - способны увлекать в творческий процесс огромные массы людей, а ведь творчество ради удовольствия - это самая ценная духовная деятельность, причем человек занимается этим совершенно добровольно. Никакими мерами и никакой пропагандой ранее не удавалось добиться таких замечательных результатов. Учитывая просто необходимые в скором времени серьезные ограничения материального потребления и сокращение рабочего времени, это качество будет просто панацеей от социальных катаклизмов, и позволит переориентировать достаточное количество людей с материального на информационное производство и потребление

    - позволяют децентрализовано и практически бесплатно генерировать гигантское количество культурно значимых объектов - литературы, музыки, видео, изображений. Правило 95 при этом предсказуемо актуально, тем не менее стоит признать работоспособность сего правила и в отношении деятельности даже профессиональных современных авторов

    - позволяют создавать значительное количество горизонтальных связей и социальных скреп

    - дают возможность благодаря включению в игру и концентрации большого количества разношерстного контента в одном русле очень сильно влиять на мировоззрение даже уже сформировавшихся личностей

    - позволяют использовать не только собственные продукты, но и любые другие существующие, но в этом случае требуется очень высокая квалификация специалистов и понимание ими самых современных культурных наработок, отчего специалисты "старой школы" непригодны в принципе

    - в сравнении с предыдущими поколениями сказок при грамотном управлении позволяют очень тонко, незаметно и при очень малых ресурсных затратах проводить отладку и конфигурирование мировоззрения

    - очень важным является то, что сказки пятого поколения позволяют отлаживать мировоззрение не только общества в целом, а модульно, выборочно для определенных блоков социума. Удобно просто невероятно как



    Недостатки при использовании в качестве мировоззренческого инструмента сказок пятого поколения можно назвать следующие:

    - требуют соответствующей высокой и междисциплинарной квалификации от специалистов. Имя, влияние, связи в модных тусовках и знакомые в высоких кабинетах очень мало помогают в этом деле, ибо если не взлетает, то количество рекламы, эфирного времени и тиражей никак не исправят ситуацию. Если стоит выбор сделать посредственно или не делать вовсе, то лучше не делать. С сожалением следует признать практическое отсутствие у нас таких специалистов, и даже осознания проблемы в ближайшее время не предвидится. Современная российская элита даже близко не подошла к пониманию этого вопроса, предпочитая вместо серьезной работы и непосредственного выполнения своих обязанностей имитировать деятельность и винить в закономерных провалах Голливуд, атеистов, Госдеп и интернет

    - как уже говорилось, монополия авторов на ролевые модели в сказках пятого поколения благодаря интерактивности частично утрачена, поэтому почивать на лаврах после разработки не удастся, потребуются периодические вмешательства. Это не только недостаток, но и преимущество, потому что сие позволяет делать очень точные замеры текущих тенденций и предпочтений

    Вот на это очень перспективное направление мировоззренческой работы в рамках сказок пятого поколения я и хотел указать. Замеры самых мощных на данный момент фандомов и игровых вселенных целесообразно делать на имиджбордах и фимфикшнах. Кстати, эти же замеры позволят довольно легко и вовремя вычислять и использовать в своих интересах социальные феномены, но сие совсем уж высший пилотаж мировоззренческой работы, и наша управленческая элита в своем современном состоянии вряд ли способна осилить подобное, буде она додумалась делать генеральную ставку на второе поколение МРИ, а третье и четвертое поколение выполнять так качественно, что даже правило 95 нервно курит в сторонке. Но я уверен что это дело поправимое, и наша система управления вполне пригодна для починки и модификации, о чем я обязательно напишу вам в следующих письмах, дорогая принцесса. Использование самых передовых технологий и инструментов - залог успешной работы в любом деле, в том числе и мировоззренческом ремесле. Всегда верный, чешу вас за ушком.

    Ответить

+
  • Владимир Липгарт Автор

    12.04.2017 16:15

    57.1% 0.3

    Замечательная статья!
    Точно в корень!
    Компьютерные игры сейчас - основной инструмент формирования мировоззрения.   
    Полностью согласен!
    Тот, кто не контролирует в какие компьютерные игры играют его дети через некоторое время может обнаружить в представлениях о жизни своих детей то, чего очень не хотел бы...

  • Глупый осёл ГОСТЬ

    12.04.2017 21:53

    40% 0.6

    Сразу три текста тавистокской мерзости, размещённые на ресурсе в течение суток - очевидный ответ Роскомнадзора на позавчерашнее замечание по поводу размещения экстремистских материалов.
     Доходчиво,... до всех.

    +
  • sofist ГОСТЬ

    12.04.2017 21:53

    66.7% 0.3

    Для меня любая религия - это обычная отвертка для сборки и отладки мировоззрения, к тому же еще и устаревшая на пару поколений в сравнении с более современным инструментарием.
    религии нужны для людей первых трёх каст. (с)
    -
    а теперь шутя от Пелевина:
    - Когда человек - а вампир, говоря между нами, это просто улучшенный человек - начинает размышлять о Боге, источнике мира и его смысле,
    он становится похож на обезьяну в маршальском кителе, которая скачет по цирковой арене, сверкая голым задом. У обезьяны есть извинение, что ее так
    нарядили люди. У тебя, Рама, такого извинения нет.
    "EMPIRE V".

  • IP PI ГОСТЬ

    12.04.2017 22:47

    25% 0.5

     Для меня любая религия - это обычная отвертка для сборки и отладки мировоззрения, к тому же еще и устаревшая на пару поколений в сравнении с более современным инструментарием
    Да, есть такая вера. Но вполне можно и иначе сказать - современные инструменты - это обычный вирус для демонтажа религии. Последнее, например, необходимо для завоевания "изнутри" народов, которые не получается покорить с помощью внешней силы - старый добрый масонский принцип.

    +
  • Sasha Soogle ГОСТЬ

    13.04.2017 00:11

    72.7% 0.6

    

    Ради чего? Не понимаю. Ради денег и власти? Или просто ку ку? Или и то, и другое? Как обычно

    +
  • Sergej D D Член клуба

    13.04.2017 08:43

    74.1% 0.9

    Отличная статья. Вот мы и подошли к "водоразделу" на тех кто хочет понять в каком мире он живет и на тех кто хочет линчевать только за одну эту попытку. Этот "водораздел" будет поглубже чем коммунисты и либералы....

    +
  • Андрей Кусанов ГОСТЬ

    13.04.2017 22:35

    100% 1.5

    Мда, новое поколение всегда думает, что изобрело что-то этакое, ленясь потрудится изучить хорошо забытое старое. Какая разница, какими непонятными для старичья словами называть одно и то же. Какая разница на каком носителе подаётся информация - на стене пещеры или на мониторе со стерео очками. Интерактивность говорите? А горшки глиняные делать не интерактивно? Объем информации, большое количество участников действа... Вы сами читали фанфики на современые новоделы? Да, каждый сейчас может тешить своё самолюбие иллюзией успешности и самой жизни в своём фандоме. Но реальность никто не отменял! Получаем людей, онанирующих свой мозг, не более того. Качество творчества, по сравнению с предыдущими поколениями на порядки ниже. Какие новые идеи, открытия дали эти пятые? Ждём-с.

    +
    • Иван Магрегор Автор

      13.04.2017 23:17

      0% 0.0

      Процентное количество годноты/УГ в творчестве что раньше, что сейчас примерно одинаковое. Просто из "старого доброго" вы имеете возможность читать, слушать и смотреть уже отобранное, лучшее из всего потока. В старые добрые времена было написано очень много и неудачных образцов творчества, причем на порядки больше того что сейчас в золотом фонде классики, просто все это унылое говно не прошло фильтров интересности и кануло в забвении, фильтры прошли только лучшие произведения. Тут вы совершаете классическую систематическую ошибку выжившего :) 
      Сейчас среди фанатского творчества ровно так же встречаются настоящие жемчужины и шедевры, но они расстредоточены среди тонн навоза и посредственности. Просто старую добрую классику из золотого фонда до нас уже перебрали и отфильтровали, а эти залежи представлены в сыром и не отфильтрованном на предмет годноты виде. 

      Что же до "реальности", то хотелось бы обратить ваше внимание на то что успешная карьера, спорт высоких достижений, слава на сцене, уважение в коллективе и чисто авторитет на районе являются по факту ровно такими же условностями и симулякрами как и фандомы. Разница лишь в социальных условностях, т.е. в принятой для той или иной культурной среды социальной значимости этого симулякра. Не в реальной значимости, а в условности восприятия.

      А горшки глиняные делать не интерактивно?
      Это не мировоззренческо-регуляторные инструменты. 

      Какая разница на каком носителе подаётся информация - на стене пещеры или на мониторе со стерео очками
      Если в двух словах, то очень большая.

      +


Ответить