Самое обсуждаемое

Материал №30641:
Что такое «цивилизационный подход» и «цивилизационный выбор»?

  • Сергей Белкин Автор

    12.05.2017 14:21  8 (5)

    Сергей Белкин – главный редактор журнала Focus и портала «Цивилизационная динамика» Вот он и явился в мир – первый номер нового журнала… К двум десяткам тысяч журналов, зарегистрированных в России, добавляется еще один. Его создатели верят – нет: уверены! – что новый голос будет услышан, что аудитория журнала не только существует, но и ждет нас. Обозначить категорию журнала, используя традиционный рубри­катор – «публицистический», «научный»,... Полный текст статьи

    Сергей Белкин – главный редактор журнала Focus и портала «Цивилизационная динамика»

    Вот он и явился в мир – первый номер нового журнала…

    К двум десяткам тысяч журналов, зарегистрированных в России, добавляется еще один. Его создатели верят – нет: уверены! – что новый голос будет услышан, что аудитория журнала не только существует, но и ждет нас. Обозначить категорию журнала, используя традиционный рубри­катор – «публицистический», «научный», «художественный» и т. д., – непросто. Потому что он и научный, и художественно-публицистический, и просветительский.

    Журнал является частью проекта «Цивилизационная динамика», пре­дусматривающего создание дискуссионной площадки, организацию и проведение семинаров, круглых столов, конференций, издание журнала и работу аналитической группы. Проект призван анализировать процессы, происходящие в стране и в мире, во всех сферах жизнедеятельности: в политике и культуре, в экономике и общественных отношениях, в науке и технике. Причем анализировать с так называемой цивилизационной точки зрения, рассматривать их в цивилизационном фокусе, для которого характерен язык ценностей, пристальное внимание к фундаментальным свойствам личности и общества, к взаимодействию традиционного и нового.
    Страны и народы движутся по своим историческим траекториям, формируя, вбирая и отвергая разные ценности, религии, этические системы, созидая и разрушая множество политических конструкций, институтов, создавая науку, достигая технического прогресса, экономического развития и упадка, внедряя различные модели жизнеустройства. При этом они то обретают сходные черты и признаки, то их утрачивают.

    Начиная с недавнего времени – менее двухсот лет назад – ученые стали описывать сходства и различия, вводя понятие «цивилизация», распределяя страны и народы по различным культурно-историческим типам. Существует много подходов к описанию цивилизаций. Количество разных цивилизаций на планете в зависимости от авторского взгляда может составлять и несколько штук, и несколько десятков. За многие десятилетия в науке сложился так называемый цивилизационный подход в описании развития стран и народов.
    Однако при описании событий в общественно-политическом пространстве до сих пор преобладает взгляд на происходящее как на следствие развития материальных производительных сил и классовой борьбы. В сказанном мы узнаем язык марксизма. Но те же самые причины и факторы исторического развития (экономика и социальные противоречия) лежат в основе совершенно иного взгляда – современного либерализма, считающего себя антитезой марксизму-коммунизму. Либеральный – особенно неолиберальный – взгляд еще выше, нежели марксизм, оценивает роль экономики, ставя ее в мировоззренческий центр бытия, видя в ней не просто базис, а смысл жизни: вплоть до квазирелигиозного поклонения ей («золотому тельцу»).

    Цивилизационный подход, не отрицающий марксистского и либерального подходов, но принимающий их в качестве дополнительных специфических инструментов анализа, – это другая система причинно-следственных связей и иная система координат. Фундаментом этого подхода является убеждение в том, что в основе динамики общества лежит развитие человека, его духовного мира – науки, культуры, образования, этики, религии. Духовный мир во всей его многомерной полноте формирует систему ценностей человека и общества. Система ценностей определяет мотивацию человеческой деятельности, формирует цели и пути их достижения. Духовный мир и сложившаяся в обществе система ценностей задают структуру, форму и правила жизнедеятельности – представления о должном составе и функциях семьи, о безопасности и качестве жизни, – определяют социально-политическое и экономическое устройство, влияют на выработку применяемых технологий, обусловливают уровень экологического сознания, формы и правила взаимодействия стран и народов, обеспечивают способность и стремление к прогнозированию и конструированию будущего.

    И либеральный, и марксистский подходы предрекают обществу достижение некой терминальной стадии развития – глобального либерализма или глобального коммунизма. И в том и в другом случае считается, что с приходом этой терминальной стадии развитие, по сути, завершается, наступает бесконечный период стационарного благоденствия. В отношении марксистской мечты о коммунистическом обществе можно говорить о принципиальной теоретической возможности его достижения. В либеральной модели, где не просто действуют, но оберегаются как неотменяемая сущность примат индивидуальной свободы и стремление к обогащению, главными двигателями истории становятся алчность и эгоизм. А это с неизбежностью рождает определенный тип хозяйствования, вступающий в противоречие с человеческой природой и с исчерпаемостью природных ресурсов. В рамках этой модели достижение стационарного либерального благоденствия в планетарном масштабе невозможно: система начнет спасать саму себя, порождая жесткое разделения человечества на тех, «кому благоденствие», и тех, за чей счет оно может поддерживаться.

    Цивилизационный подход не отрицает возможности подобных стадий человеческой истории, но при этом исходит из того, что цивилизационные изменения будут длиться бесконечно: столько, сколько человечеству предначертано существовать. «Конца истории» не будет, «окончательных стационарных состояний» – тоже. Локальные цивилизации продолжат влиять друг на друга, исчезать и появляться, переживать кризисы, время будет ставить перед ними новые вызовы, а они станут искать и находить ответы на них. В связи с этим говорят о цивилизационной динамике, о взаимовлиянии цивилизаций, об их столкновениях и диалогах.

    Когда происходит существенное изменение культурно-исторического типа, затрагивающее самые фундаментальные основы бытия народа, говорят о переходе цивилизации к иному типу, к осуществлению, тем самым, цивилизационного выбора. Например, в качестве перехода из одной цивилизации в другую рассматриваются такие масштабные события, как перевод народа из одной религии в другую. Наиболее распространенным примером из отечественной истории является принятие христианства на Руси в X веке – это многими трактуется как цивилизационный выбор. Такой подход не лишен оснований, но не лишен и неточностей: религиозный выбор не тождествен цивилизационному. Более очевидным и осознанным именно как слом культурно-исторической матрицы был переход к строительству социализма после 1917 года, в связи с чем эти действия скорее можно называть цивилизационным выбором.
    Цивилизационный выбор – распространенное словосочетание, но плохо определенное понятие. Выбор – действие, производимое здесь и сейчас, в настоящее время. Поэтому говорить об осознанном цивилизационном выборе чаще всего можно лишь с оговоркой. Выбор чего-либо может иметь место только тогда, когда есть субъект, обладающий возможностью производить выбор, и есть набор возможностей, из которых этот выбор производится. Важной особенностью, отличием цивилизации от государства является ее бессубъектность: у цивилизаций нет органов и персон, действующих от ее имени и в ее интересах. Чаще всего исторический процесс приводит страну к тем или иным цивилизационно новым состояниям в ходе сложным образом складывающихся процессов, под влиянием многих факторов. Часто осознание тех или иных действий в качестве факторов, приведших к цивилизационному выбору, приходит спустя время.

    Тем не менее вдумчивые аналитики, ответственные политики и руководители всех уровней должны взвешивать свои действия на цивилизационных весах. Следует соотносить предлагаемые или навязываемые обществу пути, цели и ценности с тем новым состоянием, в какое попадут народ и страна. Отсюда очень многие явления жизни общества, внедряемые модели развития – экономического, политического, духовного и т. д. – можно и должно рассматривать как действия, оказывающие свое влияние на процесс цивилизационного развития, и в этом смысле считать, что они могут стать тем, что впоследствии назовут цивилизационным выбором.

    Полноценный цивилизационный выбор, однако, имеет место в пространстве идей, образов будущего, мечты. Если общество вырабатывает желанный для своего развития образ и модель бытия, стремится к определенному цивилизационному будущему, то оно должно научиться соотносить свои действия со сделанным в образной форме цивилизационным выбором. А значит, важно не забывать, что любое действие – в политике, в экономике, в культуре и в религиозной жизни, в науке и технике, в духовно-нравственном и личностном развитии, – так или иначе, является элементом и фактором цивилизационной траектории, по которой движутся страны и народы. Поэтому наш проект, посвященный проблеме цивилизационной динамики, нацеливает общество, его лидеров и граждан на выработку умения соизмерять происходящее и собственные действия, определять место, роль и направление события в цивилизационной динамике.

    Журнал называется Focus. Наряду с общепринятым восприятием этого слова – как точки, в которой сходятся лучи, преломленные линзой, как средоточия внимания на избранной проблеме – имеется и другой смысл, утраченный при применении данного слова в русском языке. Изначально слово focus означало огонь, очаг, источник жизни и тепла. И этот смысл для нас не менее важен. Но мы не вправе забыть и еще одно значение этого слова, так ярко описанное Владимиром Далем в его знаменитом словаре: «Фокус, фокус-покус – фиглярство, штука, морока, отвод глаз, непонятное явление, основанное на искусстве и проворстве фокусника, штукаря или фигляра». Об этом мы тоже будем помнить. Например, размышляя над двумя похожими высказываниями – «цивилизационный выбор» или «выбор цивилизации». Первое из них о том, что народ как целое ведет свою цивилизацию по пути развития. Второе же о том, как часть народа, считающая себя элитой, хочет выбрать более комфортную лишь для себя цивилизацию, обманом заманивая в нее народ.
    Важно подчеркнуть, что и проект в целом, и журнал являются независимыми дискуссионными пространствами, в которых есть место для выражения самых разных – в том числе и противоборствующих – идеологических, политических и иных течений и точек зрения.

    Ответить

+
  • Sergej D D ГОСТЬ

    12.05.2017 14:53

    100% 0.4

    Остается пожелать журналу успехов и самоокупаемости.

  • Сергей Мехнев ГОСТЬ

    12.05.2017 22:14

    0% 0.0

    Цивилизация - это штучное изделие. Можно говорить о выборе экономической модели, политического устройства, религии, определённых культурных ориентиров, даже языка. Но цивилизация - это комплекс всех этих элементов. Она получится такой, какой получится. Её невозможно выдумать целиком, спроектировать с нуля, выбрать из имеющихся в наличии вариантов.
    Что действительно можно и нужно выбирать, так это экономику. К проекту экономического развития естественным образом приложится и всё остальное цивилизационное в обрамлении исторических традиций и географических условий. Собственно, именно об этом и говорит марксизм: базис и надстройка, общественное бытие и общественное сознание.

  • Константин Член клуба

    13.05.2017 07:40

    58.9% 0.6

    Это что за агитка очередная?
    И кто владелец?
    Кто заведует редакцией?.
    А по поводу содержания я так ничего и не понял.
    Они что собрались писать все обо всем? Название типа модное придумали и все будет успех?
    Я вообще не против, вдруг окажется, что продукт качественный. Но....как то безлико получилось описать содержание журнала и его направленность.

    А то что площадкой называют цензурированный, без права дискуссии, ограниченный в объеме кусок бумаги, это даже не смешно.

  • Александр Хуршудов Автор

    13.05.2017 18:53

    100% 0.8

    Лучше бы Вы, г-н Белкин, сначала научились просто выражаться на могучем русском языке.... так чтобы любой Вас понял, а не только шайка таких же "умников"..... 
    Речь клириков да будет сурова!!!! Помните, откуда цитата?.....:))))

  • Сергей Мищук Автор

    13.05.2017 21:40

    66.7% 0.1

    Если это инструмент шире марксизма, то он должен иметь и свой собственный язык, который не совпадал бы с языком марксизма. Что-то такое немного есть, вроде.... Посмотрим.

    В целом, ничего из написанного возражений не вызывает. Я бы сказал, все здраво.
    Например, понятие духовности выходит у автора в виде некоего обязателього следствия из воспитания окружающей культурой (у него написано - цивилизацией). Понятно, что в этом случае, своя духовность будет и у нас и у арабов (из запрещенной известной организации). в том числе и у надевающих пояс Шахида. И с этим тоже трудно спорить, если стоять на цивилизационной позиции, то есть на позиции "плюрализма" цивилизаций (прошу прощение за ругательство).

  • Константин Белов ГОСТЬ

    13.05.2017 21:59

    60% 1.0

    Например, размышляя над двумя похожими высказываниями – «цивилизационный выбор» или «выбор цивилизации». Первое из них о том, что народ как целое ведет свою цивилизацию по пути развития. Второе же о том, как часть народа, считающая себя элитой, хочет выбрать более комфортную лишь для себя цивилизацию, обманом заманивая в нее народ.
    Заужено. «Цивилизационный выбор» - это выбор, который делает уже сформированная цивилизация. «Выбор цивилизации» может быть тем же что и первое, но и выбором альтернативы.

  • Игорь И ГОСТЬ

    14.05.2017 09:51

    0% 0.0

    Двойное поругание над сестрой таланта. 
    Белкин насилует - Хазин смакует.

  • nizahk ГОСТЬ

    14.05.2017 10:57

    100% 0.7

    Заранее критиковать инициативу создания журнала вряд ли оправдано. Главное, на мой взгляд, это, каков уровень знаний и таланта редакции. Разумеется важно  и представление создателей журнала о "сверхзадаче". Время покажет.

  • bosov ГОСТЬ

    14.05.2017 11:44

    80% 0.4

    "Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи"

    Б. Шоу


    Хорошую забаву придумали интеллектуалы – обмениваться идеями. Раз – и в каждой голове по две идеи. Два – и уже по четыре. После десяти итераций – больше тысячи, а после всего-то ста – число идей, приходящихся на каждую голову, уже легко не произнесешь и не напишешь без экспоненциальной записи: 1.27^1030. Ну а дальше все происходит как в известной сказке: "Горшочек варит и варит. Уж вся комната полна каши, уж и в прихожей каша, и на крыльце каша, и на улице каша, а он всё варит и варит". Простой человек с яблоком уже и не знает, как выбраться из этой каши. Добро бы хоть яблок становилось от этого больше. Но яблок больше не становится...

  • Алексей Григорьев Автор

    19.05.2017 11:57

    33.3% 0.1

    Очень хорошая статья, правильные мысли и благородные цели журнала. Если Вы посмотрите мои статьи на этом сайте, возможно, что сможете что-то выбрать для журнала. Например "О цивилизациях, смене поколений и традиционных обществах". Желаю успехов Вашему журналу.


Ответить