Материал №30646:
Пояс и путь. Китайский ответ на американский вызов

  • Виктор Пироженко ГОСТЬ

    13.05.2017 13:00  8.4 (11)

    14-15 мая в Пекине пройдёт Форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках китайской инициативы «Пояс и путь», полное название которой – «Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП) и Морской шелковый путь XXI века».  Почти 20 стран и более 20 международных организаций, как ожидается, подпишут документы по сотрудничеству с Китаем в рамках форума, в котором примут участие представители из 110 стран. Такое широкое представительство ставит его в один... Полный текст статьи

    14-15 мая в Пекине пройдёт Форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках китайской инициативы «Пояс и путь», полное название которой – «Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП) и Морской шелковый путь XXI века». 

    Почти 20 стран и более 20 международных организаций, как ожидается, подпишут документы по сотрудничеству с Китаем в рамках форума, в котором примут участие представители из 110 стран. Такое широкое представительство ставит его в один ряд с наиболее крупными международными событиями. Подтвердил своё участие в пекинском форуме и президент России В. Путин.

    За время с момента выдвижения председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году этой инициативы произошло уточнение её целевых установок и задач, вышедших в процессе реализации за рамки первоначального замысла, определились достижения, выявились риски и вызовы. Поэтому проведение Форума, по словам официального представителя МИД КНР Гэн Шуана, нацелено на подведение опыта, планирование будущего, анализ существующих проблем, совместный ответ на вызовы и объединение общих усилий. 

    Китайская инициатива «Пояс и путь» несёт на себе отпечаток изначальной цели – нейтрализация стратегии Вашингтона по установлению контроля за маршрутами внешней торговли Китая и поставками в Китай энергоносителей. К 2013 году, когда Си Цзиньпин сформулировал в Астане (7 сентября) и в парламенте Индонезии (3 октября) проект «Пояс и путь», намерения США по экономическому сдерживанию Китая вполне определились. 

    Поэтому подавляющее большинство проектов международного сотрудничества в рамках «Пояса и пути» направлено на расширение технических возможностей по доставке китайских товаров на ключевые для КНР рынки и обратной транспортировки в Китай сырья и энергоносителей. Это проекты по развитию транспортной и логистической инфраструктуры – строительство и модернизация железнодорожных и автомобильных путей сообщения, портов, баз для перевалки и хранения грузов, трубопроводов. 

    В данный момент в рамках «Пояса и пути» определились семь основных экономических коридоров и «сухопутных мостов», которые своей транспортно-логистической и портовой инфраструктурой должны соединить Китай с Российской Федерацией, Европейским союзом, Западной Азией (Аравийский полуостров), Индокитаем, Пакистаном, Индией. 

    С момента запуска инициативы в 2013 году Китай уже вложил в инфраструктурное обустройство названных направлений в общей сложности более 50 млрд. долл. США и сформировал в странах «Пояса и пути» 56 зон торгово-экономического сотрудничества, которые принесли этим странам около 1,1 млрд. долларов налоговых поступлений и создали 180 тысяч рабочих мест.

    Согласно группе данных, опубликованных за первый квартал текущего года, внешнеторговый оборот между Китаем и странами, лежащими вдоль «Одного пояса, одного пути», составил 1 трлн. 660 млрд. юаней, что на 26.2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост объёма оборота внешней торговли Китая с Россией, Пакистаном, Польшей, Казахстаном и Индией составил 37%, 18.7%, 19%, 69.3% и 27.7% соответственно. 

    Переход администрации Трампа к торгово-экономическому протекционизму явился для Китая, чья экономика критическим образом зависит от беспрепятственного экспорта, новым вызовом. В этих условиях проект «Пояс и путь» стал не только способом укрепления торговых связей КНР с основными ранками сбыта своей продукции и источниками дефицитного промышленного сырья, но и проектом новой модели глобализации. Пекин вполне осознал свою новую геополитическую роль в качестве мирового лидера этого процесса. 

    В результате активной дипломатической деятельности Пекина инициатива «Пояс и путь», так или иначе, поддержана рядом западных стран. А 5 мая министры финансов и главы центробанков Китая, Южной Кореи и Японии на совещании в Токио высказались против всех форм протекционизма, косвенно подвергнув критике торговую политику новой администрации США.

    По мере решения масштабных экономических задач, сотрудничество стран «Пояса и пути» выходит за пределы первоначальных, узко экономических целей. В рамках этого масштабного проекта появляются аспекты международного взаимодействия, которые непосредственно не связаны с экономикой и приобретают относительно самостоятельное значение. 

    Поэтому сейчас официально заявленные цели Пекина в инициативе «Пояс и путь» формулируются более широко и комплексно. «Пояс и путь» - это сообщество с общими интересами, общей ответственностью, общим будущим. В Пекине ведут речь о «Шёлковом пути мира», который опирался бы на два взаимодополняющих компонента: стабильность и совместные усилия для создания торговой сети, способствующей региональному миру. 

    Эти цели определяют принципиальное отличие глобализации по-китайски от западной её версии - полное отсутствие предварительных политико-идеологических условий участия в «Поясе и пути». Благодаря таким особенностям инициативы, как открытость, инклюзивность и взаимная выгода, она приобретает всё большую поддержку в мире, особенно в странах Азии, которые являются потенциальными кандидатами на «демократизацию» их Западом. 

    Китаю, не имеющему военных возможностей Соединённых Штатов для давления на партнёров и обладающему иной, нежели западная, политической культурой, важно показать, что его инициатива не является игрой с нулевой суммой и направлена на взаимный выигрыш. Симптоматично, что в преддверии пекинского форума именно это решающее преимущество китайской инициативы на Западе пытаются дискредитировать. В западных СМИ появилась построенная на домыслах критикакитайской инициативы, где Китай характеризуется, как «новая колониальная держава», а намерениям Пекина приписывают такие же идеологические цели, как «плану Маршалла» для послевоенной Европы. 

    Техническая и финансовая мощь растущей китайской экономики при опоре на принцип невмешательства делают эту инициативу привлекательной и для России. Однако для российской экономики важны не только транспортно-логистические стороны взаимодействия, но и кооперация в области НИОКР и в производственной области, включая ее высокотехнологичную составляющую. Об этом по сути заявил11 мая посол РФ в КНР Андрей Денисов на пресс-конференции, посвященной Форуму высокого уровня: «Для реализации потенциала российско-китайских торговых отношений обеим сторонам нужно переходить от торговли товарами к торговле инвестиционными проектами и развивать долгосрочные проекты сотрудничества». 

    Проект ЭПШП сам по себе не запустит экономический рост России требуемого качества, но при разумной государственной политике он, действительно, может стать весомым фактором роста экономики РФ и ЕАЭС в целом. Это важно и для решения вопроса о сопряжении ЕАЭС с китайской инициативой, где препятствием пока является конкуренция РФ и КНР на рынках среднеазиатских участников ЕАЭС. 

    Инициатива «Пояс и путь», создав значительные перспективы развития, вместе с тем обнаружила новые вызовы и поставила новые проблемы. Однако подход китайской стороны вселяет оптимизм: «Есть вызовы - мы на них ответим! Есть трудности - мы их преодолеем!»

    Ответить

+
  • Игорь ГОСТЬ

    2017-05-13 14:13:03

    88.9% 1.3

    К сожалению, автор старается не выходить за рамки тренда, задаваемого правительством РФ, то есть поддерживать положительную риторику о российско-китайских отношениях, но при этом ничего не делать для их развития.
    Первым шагом в реальном стратегическом партнерстве мог бы стать Северный маршрут Шелкового пути - скоростная грузовая железнодорожная магистраль от тихоокеанского побережья Китая до российских портов на Балтике через Алтай и Новосибирск.  Срок доставки контейнера не превысил бы 3 суток. Китай готов на определенных условиях построить всю трассу за свой счет. Россия получила бы не только трансконтинентальную магистраль мирового уровня с инновационными технологиями обработки грузов, но и прямые инвестиции до 1 триллиона долларов, что достаточно, чтобы расти темпом не ниже 4% в год. Наше правительство против проекта (есть 20 вариантов отписок) без объяснения причин, хотя они очевидны. Это массовая китаефобия как результат англосакской пропаганды и нежелание потерять монопольную рен

    +
    • Олег Захарченко ГОСТЬ

      2017-05-13 18:48:14

      100% 0.5

      Девятов Вам в помощь.

    • Александр Шиш Член клуба

      2017-05-13 22:42:20

      86.7% 0.9

      на фоне путинского подарка ,китаю, в виде 115 тысяч гектаров  приграничной земли в Забайкальском крае, эта самая ,массовая китаефобия выглядит, как вполне здоровая реакция человека,которому без наркоза отрезали палец...
      пока только один
      хотя вру...
      если вспомнить приграничные острова Тарабарова  и большой Усурийский  в Хабаровской обл. ,которые наш светоч отдал китайцам в  2004 ,то уже 2 пальца
      тот еще,собиратель земель...
      сейчас курилы на подходе

      +
      • Игорь ГОСТЬ

        2017-05-14 08:27:59

        88.9% 1.3

        Разделяю Ваше отношение к сдаче в аренду наших сельхоз. земель. Это типовая коррупционная схема, которая открывает наши рынки китайским производителям и вынуждает их использовать грязные технологии, а выгоду получает не страна, а только крышующие их чиновники. В случае российско-китайского инфраструктурного проекта дорога, построенная за счет Китая, открывает нашим сельхозпроизводителям с юга Западной Сибири самый перспективный в мире рынок продовольствия Китая.

  • Захарий Фагурел ГОСТЬ

    2017-05-13 19:25:53

    66.7% 0.7

    Если по простому - нет ни пояса, ни пути. 
    Пока кое кто твердь небесную не растворит, поднебесье будет ждать.
    И была ночь и никто не хотел с темой работать.  Отдыхаем и ждём, когда всё развалится. )))

  • Олег Иванов ГОСТЬ

    2017-05-13 22:28:49

    28.6% 0.5

    Китай построил автобан до казахстана,казахстан до России...и всё. Россия ничего не строит,хотя были договоренности о великом шелковом пути.

  • Константин ГОСТЬ

    2017-05-13 22:34:42

    45.5% 0.8

    В Китае нет товаров, которые не производят другие страны.
    То что нам предлагают дешевле, настолько же и более низкого качества зачастую.
    А послушать автора, так Китай должен быть единственной "мировой фабрикой", и для России других альтернатив нет.
    А может всетаки начать свое производство развивать.
    А Китай пусть поставляет свои товары по южному пути и так им и надо... :)

    И вообще зачем России этот так называемый Шелковый путь? ЗАЧЕМ?

  • Андрей Кусанов Член клуба

    2017-05-14 07:52:47

    76.5% 0.9

    Основная цель ВШП понятна как день - соединить трудовые ресурсы Китая и Индии с технологиями и рынками Германии, Нидерландов и прочих европейцев, как альтернатива нынешней системы отношений Китая и США. Это не выгодно США и доллару, но это выгодно Китаю  и Европе. Посмотрите на карту и сделайте выводы, выгодно ли это России. Или мы либералы - "друзья доллара США"?

  • Heinrich Psscht ГОСТЬ

    2017-05-14 10:36:56

    83.3% 0.7

    Я себе представляю, как светится от счастья сейчас г.Хазин! Сегодня г.Путин на Китайском Форуме просто повторил его тезисы и о том, что старая экономическая модельне работает, и о том, что глобализм уступает под натиском протекционизма, и об образовании экономических зон. Браво, маэстро!

    +


Ответить