Самое обсуждаемое

Материал №30759:
Фабрики бессловесных вундеркиндов

  • Елена Сальгеро Автор

    24.05.2017 10:00

    Очень любопытное и, возможно, важное открытие рискует пройти совершенно незамеченным, если я прямо сейчас не раскричусь и не оповещу о нём ещё думающий, время от времени мир. Беда в том, что открытие сделали вовсе не британские, а простые немецкие учёные. И поэтому интерес к нему значительно снижен их скромной и неяркой репутацией. A напрасно: пока мир с воодушевлением продолжал катиться в тартарары, яростно переругиваясь с попутчиками разного рода катаклизмов, двое немцев из Рурского университета... Полный текст статьи

    Очень любопытное и, возможно, важное открытие рискует пройти совершенно незамеченным, если я прямо сейчас не раскричусь и не оповещу о нём ещё думающий, время от времени мир.

    Беда в том, что открытие сделали вовсе не британские, а простые немецкие учёные. И поэтому интерес к нему значительно снижен их скромной и неяркой репутацией.

    A напрасно: пока мир с воодушевлением продолжал катиться в тартарары, яростно переругиваясь с попутчиками разного рода катаклизмов, двое немцев из Рурского университета в Бохуме собрали и изучили данные о 5130 выпускниках немецких колледжей, в период между 2010 и 2014 г.

    Половина этих детей начали изучение иностранного языка (английского) в учебных заведениях  в возрасте 6 лет; другая половина приступила к той же самой дисциплине  с 9 лет.

    Дотошные учёные внимательно проследили за результатами обеих половин и с прискорбием констатировали, что благоприятные эффекты более раннего обучения, поначалу заметные на фоне приступающих к тому же обучению позже, достаточно быстро нивелируются, впадают в застой и, в конце концов, представьте себе, поворачивают вспять…

    В то время как начавшие обучение иностранному языку в привычном для этого возрасте (9 лет) практически с первого же года догоняют и обгоняют ранее обученных собратьев.

    Свой скандальный вывод немцы опубликовали в уважаемом «Language Learning», вызвав огонь на себя : «результаты исследований чётко показали, что более старшие по возрасту (9 лет) добиваются лучших результатов быстрее».

    Немцы уточнили также, что аналогичные исследования, проведённые их испанскими коллегами подтверждают эту скорбную формулировку.

    Разумный компромисс был найден в предположении, что, возможно, более серьёзное погружение через значительно большее количество уделяемых предмету часов могло бы изменить результаты к лучшему. Но предоставить большее количество часов на изучение иностранного языка в шестилетнем возрасте, в отличие от компромисса, разумным не представляется.

    В шестилетнем возрасте детей, как правило, должны усиленно обучать родной речи, во всех возможных её проявлениях, устных и письменных. И потому любое “вторжение”, в ущерб этой важнейшей из дисциплин, непременно выйдет боком в совсем недалёком будущем

    Человек, плохо владеющий родным языком, испытывающий трудности в выражении своих мыслей и в объяснении с другими людьми, куда более предрасположен к интеллектуальной апатии и следующим непосредственно за ней депрессии и агрессии, которые вызывает самое банальное, но нестерпимое непонимание окружающих.

    Стоит отметить, что многочисленные исследования, проводимые сегодня в Европе среди населения “трудных кварталов”, объясняют зашкаливающий процент различных видов агрессии именно практической неспособностью к нормальной -языковой! – коммуникации с остальным миром.

    В сочетании с неразвитым интеллектом это даёт известную картинку истерики очень маленького ребёнка, пытающегося  объяснить взрослым, чего он хочет, и топающего ногами, с криками отчаяния, от сознания собственной неоснащённости языковыми средствами.

    В более зрелом и особенно в подростковом возрасте подобная истерика уже не удовлетворяется топаньем ног и потрясением кулаков в воздухе, но принимает более серьёзные и всё более ужасающие формы.

    Вы обращали внимание на уровень самовыражения хулиганов, бьющих витрины и жгущих машины в трудных кварталах? Задумывались, в какой школе их так и не научили самовыражаться на другом языке?..

    Если вам кажется, что между агрессией дикого и бессодержательного “протеста” и скудными лингвистическими навыками нет связи, не торопитесь. Понаблюдайте

    Вы непременно заметите, что говорите с этими людьми на разных языках – но смысл даже этого простого выражения им недоступен.

    Я, в свою очередь, “земную жизнь пройдя до середины”, абсолютно убеждена, что маленьким детям в начальной школе нужно прежде всего как следует преподавать родной язык, до закрепления самых важных функций, обеспечивающих действительное владение достойной и богатой речью.

    И только  когда этот этап будет пройден и результат достигнут, имеет смысл подключать изучение языка иностранного, в разумной пропорции, то есть, безусловно признавая, что родной останется основным.

    Следуя тенденции “раннего обучения”, популярной ещё с 80-х, в европейских школах, практически повсеместно, снизили возрастную планку для изучения иностранных языков и ввели “ознакомительные уроки” английского с первого школьного года (6 лет), уполномочив в буквальном смысле каких попало преподавателей (и далеко не всегда специалистов..) обогащать детишек “введением в английский язык”, посредством щепоток разрозненных терминов, без грамматических связок и прочих ненужных сложностей, чтоб не утомлять.

    Результаты подобного обучения не нуждаются даже в анализе, поскольку самая простая констатация вполне исчерпывающе их объясняет: набор бессвязных слов и абсолютное неумение сложить их воедино в элементарную фразу : mother, father, sister, brother, boy, girl, dog, cat, pink, school, red, white, sing, song, good, time…

    Нужно ли уточнять, что кроме  времени, потраченного в ущерб более важным в этом возрасте дисциплинам, никакой пользы от такого изучения выявить категорически невозможно

    А времени, потраченного на подобные занятия, с 6 и до 9 лет уходит немало. И время  это, отнятое у гораздо более важного, часто невосполнимо.

    Здесь следует чуть притормозить и вспомнить, что за последние несколько десятилетий, целый ряд исследований всех видов “раннего развития”, от рождения до начальной школы, зафиксировали абсолютно те же выводы и тот же конфуз.

    А именно: полуторагодовалые младенцы, познающие мир, согласно классическим и традиционным методам, при разумной поддержке родителей и родственников, к окончательному становлению речи и последующему вступлению в социальную дворово-школьную жизнь, ничем не отличались от тех своих сверстников, которых, в специальных “Центрах по развитию интеллекта”, усаживали в ряд и демонстрировали им картинки по хронометру – не долее нескольких секунд, одновременно называя изображённый предмет  (очень наглядно показано, например в американской комедии “Бум вокруг младенца”(«Baby Boom», 1987): республика Ботсвана, дверная ручка, президент Кеннеди, штепсель, Чайковский, бородатая неясыть, Вупи Голдберг…

    Что, по несгибаемому убеждению “энтузиастов-раннеразвитников”, обещало вызвать ускоренное развитие и повышенный интеллект.

    Но не вызвало. А иногда и вовсе не оставляло ни малейших следов в последующем продвижении по сознательной жизни.

    Отбирая у шестилетних детей время и усилия на заведомо холостую работу мозга, вы лишаете их возможности получить гораздо более нужные знания и умения, в это самое время, за те же самые усилия

    Ещё более доступный практически каждому пример – дети, перескакивающие через класс, но на финише жизненных достижений никоим образом не прeвосходящие сверстников.

    Бегло читающий ребёнок, в классе, где все только учатся складывать слоги в слова, безусловно, может скакануть на год вперёд, но впоследствии непременно смешается с догнавшей его толпой.

    Замечу, что я ни в коем случае не рассматриваю здесь случаи подлинных вундеркиндов, но всего лишь то самое «раннее развитие», ради которого, в своё время (от 70-х до 90-х), поломали столько копий и про которое сегодня почти забыли, учитывая скудные результаты великих трудов.

    Но завлекательной стороной которого – сделайте вашего ребёнка вундеркиндом поскорее! – до сих пор оперируют, привлекая неокрепшие вкусы и умы.

    В шесть лет мы научим иностранному языку, в десять познакомим с философом Сенекой, в пятнадцать всё это забудется и сотрется, «потому что потому»…

    Факт можно было бы констатировать и на нём закончить дискуссию, припечатав её безобидным выводом “всему своё время”.

    Однако в случае с преподаванием иностранных языков имеется один значительный нюанс.

    Все те самые только что упомянутые показатели, которые, если следовать логике, должны бы обеспокоить и заставить что-то менять, на самом деле давно известны «профессионалам от образования», но не вызывают ни малейшей реакции ни в одной из причастных инстанций

    И мой внутренний голос, отнюдь не заплетающимся языком, подсказывает, что никакой реакции так и не последует. Фабрики бессловесных вундеркиндов так и продолжат учить своих питомцев перебиранию из горсти в горсть бессвязных слов. Как красивые камушки на пляже, с которыми непонятно что делать, а любая худо-бедно сложенная пирамидка немедленно рассыпается на глазах.

    Более того, во Франции, например, вызвавший острую полемику план социалистического правительства о введении в программы начальных классов изучения других “родных языков”, в первую очередь, арабского, имеет все шансы быть с энтузиазмом внедрённым в жизнь командой нового президента.

    Это конкретно означает постепенное и неуклонное уравнивание и последующее нивелирование первичности родного языка и расщепление его на “мелкие дисциплины второсортной важности”

    Кому до сих пор не страшно, напомню : кто теряет язык, тот становится бессловесным и ещё более легко управляемым: не тужьтесь понапрасну, пытаясь высказаться, за вас это сделают другие…

    Мне остаётся только потопать ногами, напугать кого ещё возможно и ретироваться с пророчеством: пари держу, что никаких конкретных выводов и ощутимых изменений в образовательных программах Европы в ближайшее время не произойдёт.

    И чтоб уже окончательно разволновать всех честных параноиков, добавлю: так надо! Догадывайтесь, кому…

    России приготовиться.

    Ответить    Последний комментарий

+
  • Andy Che Член клуба

    24.05.2017 10:34

    70% 1.1

  • Борис Митрофанов МОДЕРАТОР

    24.05.2017 10:35

    95.6% 3.4

  • Vladimir Rurik ГОСТЬ

    24.05.2017 10:37

    0% 0.0

  • fedorvinogradov ГОСТЬ

    24.05.2017 11:16

    50% 1.0

  • Ярослав ГОСТЬ

    24.05.2017 11:47

    0% 0.0

  • emtivi ГОСТЬ

    24.05.2017 22:44

    83.3% 0.4

  • Алексей ГОСТЬ

    24.05.2017 23:08

    100% 2.0

  • Heinrich Psscht Член клуба

    26.05.2017 14:52

    66.1% 1.1


Ответить    Последний комментарий