Материал №54677:
«Титановые санкции»: «Боинг» и «Аэробус» устроят России жесткую посадку

  • Олег Смирнов ГОСТЬ

    25.08.2017 19:01  8.1 (60)

    Западные авиакомпании могут прекратить обслуживание своих самолетов в РФ Боинг-767-300 (Boeing-767-300) авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии"Боинг-767−300 (Boeing-767−300) авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии» (Фото: Виталий Белоусов/ТАСС)Материал комментируют: Олег Смирнов Россия, возможно, стоит на пороге «титановой войны» с США. Именно ограничение поставок титана — важнейшего конструкционного материала в авиа- и ракетостроении —... Полный текст статьи
    «Титановые санкции»: «Боинг» и «Аэробус» устроят России жесткую посадку

    Западные авиакомпании могут прекратить обслуживание своих самолетов в РФ
    Боинг-767-300 (Boeing-767-300) авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии"
    Боинг-767−300 (Boeing-767−300) авиакомпании «Аэрофлот — российские авиалинии» (Фото: Виталий Белоусов/ТАСС)
    Материал комментируют:
    Олег Смирнов

    Россия, возможно, стоит на пороге «титановой войны» с США. Именно ограничение поставок титана — важнейшего конструкционного материала в авиа- и ракетостроении — может стать одной из контрмер Москвы в ответ на очередные санкции Вашингтона. В частности, об этом заявлял член комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов.

    Если Кремль решится на этот шаг, удар по Америке получится по-настоящему болезненным. Потому что в этом случае контракты The Boeing Company — одного из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники — будут поставлены под угрозу срыва.

    Напомним: Boeing получает из России 35% титана для гражданских самолетов, держит в нашей стране крупнейший за пределами США инженерный центр и строит второй завод по обработке титановых заготовок. Стоимость программ закупок компании в России достигает $ 27 млрд.

    Еще в 2009 году Boeing и российское «ВСМПО-Ависма» открыли совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing (UBM). В июле 2014-го на авиашоу в Фарнборо компания Boeing и «ВСМПО-Ависма» продлили долгосрочный контракт на поставку готовых титановых изделий, в том числе титанового проката, заготовок, плит и штамповок из России, до 2022 года. А в августе 2015-го Boeing сообщил, что «ВСМПО-Ависма» стала ключевым поставщиком титановых штамповок для нового композитного крыла 777Х.

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
    Титановая месть: Россия ударит США по больному месту
    Титановая месть: Россия ударит США по больному месту
    Как Москва может ответить Америке на новые санкции
    С европейским Airbus картина аналогичная: он на 60% зависит от российского титана. Скажем, самолет А380 почти весь сделан из уральского титана.

    Как признал в интервью «Российской газете» президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко, «когда тема санкций только начинала озвучиваться, занервничали не мы, а американцы: ведение с нашей стороны ограничений на поставку титана было бы чревато приостановкой многих авиационных проектов в США».

    «Мы этого не сделали», — подчеркнул Кравченко. Но, с другой стороны, мы поначалу не ответили и на высылку из США 35 российских дипломатов, потому что надеялись на нормализацию отношений с администрацией Дональда Трампа. А недавно, когда надежды рухнули, выслали разом 755 сотрудников американской дипмиссии. Почему бы не предположить, что МИД РФ, который сейчас прорабатывает комплекс контрмер, пересмотрит позицию и по титановым поставкам?

    Другое дело, в ответ Boeing и Airbus могут прекратить обслуживание самолетов, которые они поставили в Россию. По независимым оценкам, год назад перевозчики РФ эксплуатировали 491 иностранный самолет, а на начало июля 2017 года их число выросло до 570 машин. Этот парк обеспечивает более 90% пассажирских авиаперевозок в стране. И если иностранные авиапроизводителя объявят России бойкот, они тем самым подрежут нам крылья.

    Можем ли мы ударить по Америке титаном, какими будут последствия этого для российской гражданской авиации?

    — Мы не сможем пойти на ограничение поставок титана в США, — уверен заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. — Потому что ответной мерой действительно будет прекращение обслуживания Boeing и Airbus российского парка самолетов. В результате Россия разом лишится воздушного транспорта.

    Наше гражданское самолетостроение, напомню, разрушалось на протяжении 25 лет. Сейчас практически все пассажирские авиаперевозки в РФ осуществляются машинами иностранного производства. Львиная доля этого объема приходится как раз на Boeing и Airbus. Именно поэтому, на мой взгляд, «титановая война» для России — шаг поистине катастрофический.

    «СП»: — Почему мы не можем эксплуатировать те же «Боинги» самостоятельно?

    — Проблема в том, что самолеты требуют соответствующих горюче-смазочных материалов, регламентной замены узлов, запчастей для ремонта. Мы все это закупаем на Западе — за большие, замечу, деньги. Мы даже смазочные авиационные материалы давно перестали производить, даже авиационный бензин мы — в прошлом великая самолетостроительная держава — закупаем за рубежом!

    Если все это разом исчезнет, как мы сможем эксплуатировать иностранную авиатехнику? Там более, в авиации мелочей не бывает, и цена несвоевременного или некачественного техобслуживания — сотни жизней пассажиров.

    Я считаю, в такой ситуации рыпаться с поставками титана не надо. Нам надо летать на Boeing и Airbus до тех пор, пока мы не запустим в серию отечественный лайнер МС-21, не поставим на крыло Sukhoi Superjet 100 и Ил-114. Только тогда мы получим шанс поиграть мускулами, и попытаться щелкнуть по носу Boeing и Airbus.

    «СП»: — Что будет, если зарубежные авиастроители все-таки останутся без российского титана?

    — На мой взгляд, катастрофы не случится. Титановую губку и качественные штамповки делают не только в России, но и в Японии, Европе, и даже в Китае. Тот же Boeing сменит поставщика титана, плюс, возможно, несколько поднимет цены на свои машины, поскольку ему придется скорректировать производственные планы — этим все и кончится.

    — Нет, не можем. Просто потому, что это высокотехнологичная инновационная отрасль. И наше отставание в ней за короткий срок не наверстать. Разрушать ее, напомню, начал еще Егор Гайдар. Будучи премьером, он заявил, что гражданское самолетостроение — это слишком затратное дело для российской экономики, и что он лично договорился с корпорацией Boeing о поставках любого количества самолетов любого типа.

    Результаты этой политики мы пожинаем сейчас. В 1991 году у нас в гражданской авиации было 35 тысяч летательных аппаратов, и ни одной машины иностранного производства. Причем перевозили они около 140 миллионов человек в год — показатель, который и сегодня выглядит фантастическим. Но с тех пор отрасль, повторюсь, сильнейшим образом деградировала. И, конечно, никакую «титановую войну» она не выдержит.


    Оцените статью

    Ответить    Последний комментарий

+
  • Борис Митрофанов МОДЕРАТОР

    25.08.2017 20:41

    95.1% 3.7

    +
    • Александр SPb 24 место

      25.08.2017 21:00

      80.1% 0.9

    • Alex_1 34 место

      25.08.2017 22:02

      62.6% 0.6

    • _alex 109 место

      26.08.2017 14:00

      89.3% 1.3

      +
      • Борис Митрофанов МОДЕРАТОР

        26.08.2017 15:05

        95.1% 3.7

        +
  • QQ Кукушонок 5 место

    25.08.2017 23:09

    86.1% 1.1

    +
    • Khaa 129 место

      26.08.2017 01:39

      97.1% 1.5

      +
      • QQ Кукушонок 5 место

        26.08.2017 02:05

        86.1% 1.1

        +
        • STOIK 12 место

          26.08.2017 09:34

          92.9% 2.2

          +
          • QQ Кукушонок 5 место

            26.08.2017 11:37

            86.1% 1.1

            +
            • STOIK 12 место

              26.08.2017 12:15

              92.9% 2.2

      • _alex 109 место

        26.08.2017 10:32

        89.3% 1.3

      • Компотизселедки 160 место

        26.08.2017 15:05

        47.7% 0.9

  • smedi 150 место

    25.08.2017 21:12

    54.4% 0.8

  • STOIK 12 место

    25.08.2017 20:42

    92.9% 2.2

    +
    • Hoenhaym 158 место

      26.08.2017 13:06

      75% 0.8

      +
      • STOIK 12 место

        26.08.2017 15:35

        92.9% 2.2

        +
        • Hoenhaym 158 место

          26.08.2017 18:25

          75% 0.8

  • Алексей Булатов 15 место

    26.08.2017 07:57

    92.1% 1.1

    +
  • _alex 109 место

    26.08.2017 11:27

    89.3% 1.3

  • alex 437 место

    27.08.2017 07:00

    66.7% 0.7

  • suverov 212 место

    26.08.2017 11:43

    86.4% 1.7

  • Владимир Маркив 31 место

    26.08.2017 15:54

    85.7% 0.8

    +
    • Alex_1 34 место

      26.08.2017 16:14

      62.6% 0.6

      +
      • Владимир Маркив 31 место

        26.08.2017 16:25

        85.7% 0.8

  • Константин ГОСТЬ

    25.08.2017 21:31

    0% 0.0

  • Taps ☭ 92 место

    25.08.2017 22:33

    66.7% 1.5

  • Souran 440 место

    26.08.2017 09:21

    60% 0.2

  • КОТ 27 место

    26.08.2017 09:53

    89% 1.1

  • Kurt 65 место

    26.08.2017 10:45

    82.6% 0.9

  • Компотизселедки 160 место

    26.08.2017 14:44

    47.7% 0.9

  • torrent 163 место

    26.08.2017 18:45

    74.4% 1.3

  • Олег Александрович 14 место

    28.08.2017 11:51

    80.6% 0.7


Ответить    Последний комментарий