Как вы считаете, подпишет ли Путин закон о пенсионной реформе в случае его утверждения Думой?





Источник — Материал №59420:
О каких инвестициях молчат защитники «незалежного» газового транзита

  • Андрей Школьников Почётный гость

    06.06.2018 16:00  9.6 (27)

    О каких инвестициях молчат защитники «незалежного» газового транзита
    Строительство газотранспортных потоков в обход Украины не перестает быть темой для спекуляций различных экспертов и аналитиков. Ключевой аргумент противников «Северного потока 2» и «Турецкого потока» как у нас в стране, так и за ее пределами – уже существуют надежные и необходимые для экспорта российского газа в Европу мощности – это "незалежна" газотранспортная сеть (ГТС) и нет необходимости строить чего-то еще. Но все ли они говорят? Только в этих рассуждениях... Полный текст статьи
    О каких инвестициях молчат защитники «незалежного» газового транзита

    Строительство газотранспортных потоков в обход Украины не перестает быть темой для спекуляций различных экспертов и аналитиков. Ключевой аргумент противников «Северного потока 2» и «Турецкого потока» как у нас в стране, так и за ее пределами – уже существуют надежные и необходимые для экспорта российского газа в Европу мощности – это "незалежна" газотранспортная сеть (ГТС) и нет необходимости строить чего-то еще. Но все ли они говорят?

    Только в этих рассуждениях забывают о мелочи - необходимости найти деньги на ремонт  «надежных и незалежных» газопроводов в самые ближайшие годы. Оценим масштаб проблемы, а за одно и развеим ряд мифов о стоимости "наследия тоталитарного советского режима" и "политических проектов, направленных на раскол Европы" - Украинской ГТС и обходных маршрутов, соответственно.

    Для обеспечения транзита российского природного газа нас интересуют исключительно экспортные мощности, т.е. из 37,6 тыс. км магистральных газопроводов (диаметр 1020-1420 мм), с советских времен идущих по территории Украины, это только четыре, диаметром 1420 мм и с давлением 7,5 МПа (75 атмосфер):

    • «Уренгой-Ужгород»
    • «Союз»
    • «Прогресс»
    • Южное направление (Елец – Кременчуг – Измаил)

    Транзитные магистральные газопроводы диаметром 1420 мм с давлением 7,5 МПаТранзитные магистральные газопроводы диаметром 1420 мм с давлением 7,5 МПа

    В сумме протяженность этих газопроводов составляет 5,0 тыс. км, а суммарная мощность компрессорных станций - около 3500 МВт.  Вопросы обеспечения  регионов Украины вне пути российского газа на запад мы оставим на совести тотемных животных киевской власти (я так и не понял, кто там доминирует - крыса, жаба,  хомяк или песец).

    Возникает неудобный вопрос – сколько лет указанные выше экспортные газопроводы могут эксплуатироваться? Изучение СТО Газпрома и другой нормативной документации говорит - для стальной трубы срок 40 лет. Конечно, есть множество факторов - марка стали, состояние электрохимзащиты, изоляции и т.д., но для первичной оценки эти детали излишни, да и не проектант я ни разу.

    Когда же было построено "наследие тоталитарного режима"? Помните знаменитую  сделку «газ в обмен на трубы»? Этим волшебным газопроводам 35-40 лет. Я пробовал найти следы каких-либо значительных работ на Украине - это на грани бухгалтерской погрешности. Разумеется, будет соблазн продлить на бумаге срок эксплуатации, но не так все просто. В качестве иллюстрации к статье подобрано фото взрыва газовой трубы. Если авария нефтепровода ведет к разливу некоторого количества нефти, которое можно быстро и оперативно собрать и все починить, то газопровод взрывается красиво - труба раскатывается в блин, столб огня в небо и все вокруг улетает на сотни метров. Времени на восстановление надо порядочно - газ стравить, технику пригнать, материалы привезти, диагностику и демонтаж что осталось, новую нитку сварить, закопать, испытания провести всего участка между кранами - это километров 20. Весь этот карнавал с иллюминацией становится риском прекращения транзита….


    Что нам стоит дом построить?

    Сидеть на пороховой бочке не вариант. Сколько нужно потратить на капитальный ремонт 5,0 тыс. км линейной части с компрессорными станциями?

    В качестве аналога для расчета стоимости строительства/ реконструкции мы будем брать работы на юге России - климат и транспортная доступность одинаковы. Для примера, ниже представлена структура затрат на новое строительство 1 км газопровода в Краснодарском крае (реальные затраты, а не сводно-сметный расчет). Какие из этих статей можно снизить на Украине? Не буду уходить в детали, правильный ответ – никакие, по факту даже дороже выйдет.

    Структура себестоимости строительства 1 км трубы 1420 мм в Краснодарском крае

    Структура себестоимости строительства 1 км трубы 1420 мм в Краснодарском крае

    Далее расчет не сложен - берем отчетность Газпрома, который в период 2009-2016 гг. отремонтировал 15,4 тыс. км, потратив на это 1,13 трлн. руб. (здесь и далее все стоимостные показатели приведены к ценам 2017 года) - 73 млн. руб./ км. В итоге стоимость капитального ремонта линейной части экспортных газопроводов Украины составит 360 млрд. руб.

    Теперь обратимся к компрессорным станциям, в качестве аналога берем стоимость реконструкции на участке КС «Петровск» - КС «Писаревка» в России (70,2 млрд. руб. на 496 МВт). Стоимость реконструкции 1 МВт составит 142 млн. руб., что для Украины составит 497 млрд. руб. Тут необходимо сказать, что в отличие от линейной части реконструкция всех компрессорных мощностей, скорее всего, избыточна, но в отношении Украины оптимизм должен быть очень осторожным и обоснованным.

    Таким образом, полная стоимость реконструкции сквозных, экспортных маршрутов ГТС Украины составит 857 млрд. руб. или $13,8 млрд. Фактически речь идет о строительстве новой трубопроводной системы. Для сравнения, построить указанные 5 тыс. км и 3500 МВт заново составило бы 1 200  млрд. руб. или $19,4 млрд.

    Внимание вопрос - так сколько стоит сейчас ГТС Украины? Второй вопрос - за счет чьих транзитных платежей пришлось бы ее ремонтировать?

    И еще пару нюансов: сроки работ составляют не менее 5 лет ($2,76 млрд./ год), необходимых строительных мощностей на Украине нет - пришлось бы или русских звать или демократически правильных строителей из ЕС с ценами «Германия +».


    Если бы разум не покинул Киев?

    Был ли экономический смысл в сохранении украинской трубы? Да, но на условиях передачи контроля над ней России и невозможности Украины дальнейшего одностороннего изменения налогов и регулирования (подписание межправсоглашений).

    Когда это можно было сделать? До начала 2013 года – начало строительста МГ «Южный коридор».

    Сколько Газпром потратит на обходные пути (без учета скидок и расходов на капитал)? 1,82 трлн. руб. – учитываются только газопроводы уводящие газ в обход Украины («Северный поток 2», «СЕГ 3 и 4 нитки», «Южный коридор», реконструкция «Петровск-Писаревка», «Турецкий поток 1,2 нитки», сухопутная часть Турецкого потока на территории Турции).

    Инвестиции выше в два раза, но Газпрому не придется платить за транзит в чужой карман, не нужно будет предоставлять скидки Украине, нет рисков воровства и шантажа, не нужно ремонтировать газопроводы-отводы к местным потребителям и главное - не пришлось выкупать (!!!) ГТС Украины за безумные деньги (тотемные животные в Киеве спорят $300 или $30 млрд. надо требовать).

    Подозреваю, что точный подсчет иждивенческих требований и "мрий" Украины даже по самому благоприятному сценарию уводил бы этот сценарий в глубокий минус.


    Сколько потребуется потратить Украине теперь?

    Для обеспечения транзита в размере 15-20 млрд. м3 Украине потребуется инвестиций -  $3,1 млрд. - ремонт одной нитки, а остальные пойдут на металлолом. Правда есть один маленький нюанс – после вывода трех ниток из эксплуатации произойдет дегазификация части регионов (западнее Киева), что потребует строительства новых газопроводов средних диаметров (конекторов), да и срок эксплуатации неэкспортных газопроводов также заканчивается – но это уже совсем не проблема России и другая история о коллективной глупости под влиянием тотемных животных ….

    Небольшое дополнение – «реверс из Европы» выглядит следующим образом – на границе «Украина-Словакия» построено кольцо, по которому один и тот же газ бегает по кругу и крутит счетчик при пересечении границы. Реальный же газ отбирается из транзитных труб после границы «Россия-Украина», но оплачивается как будто дошел до Баумгартена и вернулся обратно. Думаю излишне говорить, что при отсутствии транзита из России виртуальный реверс так же исчезнет.

    Таким образом, полный ремонт транзитных мощностей Украины, который был бы так или иначе добавлен в транзитный тариф, составил бы $13,8 млрд., в случае сокращения до одной нитки потребуется изыскать $3,1 млрд. Текущая стоимость ГТС Украины, в условиях строительства обходных маршрутов - ровно столько, сколько наличных денег можно оттуда уворовать и сбежать, и не более, а если серьезно - то за эксплуатацию и содержание ГТС Украины начиная с 2021 года «незалежное» государство вынуждено будет еще и доплачивать.


    Оцените статью

    Ответить    Последний комментарий   Открыть диалоги   Последний комментарий

+
  • advisor Павел Верещагин 36 место

    06.06.2018 16:45

    91.8% 1.3

  • Борис Митрофанов МОДЕРАТОР

    06.06.2018 17:41

    96.3% 4.7

    +
    • hydrox 72 место

      06.06.2018 20:06

      81.3% 1.1

    • Исупов Степан 10 место

      06.06.2018 21:27

      61.4% 1.2

  • Дром- Дром 78 место

    06.06.2018 17:42

    75% 2.3

  • Питер Фальк 68 место

    06.06.2018 20:25

    60.3% 0.6

  • vladimir 22 место

    06.06.2018 21:03

    86.8% 1.2

    +
  • Константин 159 место

    06.06.2018 21:39

    67% 0.7

    +
  • Samodelkin 745 место

    06.06.2018 23:52

    90% 1.1

  • Георгий Татульян 122 место

    07.06.2018 00:22

    93.3% 2.6

    +


Ответить    Последний комментарий