ГОЛОСОВАНИЕ



Как вы считаете, в какую страну (объединение) совершит свой первый визит новый президент Украины?






Источник — Материал №6109:
Как марсиане сдают экзамены по истории России: катастрофа исторического образования

  • Михаил Хазин Учитель

    22.01.2014 17:34

    Посвящается экзаменационной сессии. 20 лет назад (с 1992 по 1997 год) я учился на факультете архивного дела в Историко-архивном институте в Москве. В те годы экзаменационные сессии были весьма сложным и нервным временем. Во-первых, преподаватели, не колеблясь, выдавали по 100 контрольных вопросов. Во-вторых, никакого снисхождения невежеству «мальчиков и девочек», а уж тем более скидок на смутную перестройку или «лихие 90-е». Пачками мои однокурсники шли на пересдачу. Помню,... Полный текст статьи

    Посвящается экзаменационной сессии.

    20 лет назад (с 1992 по 1997 год) я учился на факультете архивного дела в Историко-архивном институте в Москве. В те годы экзаменационные сессии были весьма сложным и нервным временем. Во-первых, преподаватели, не колеблясь, выдавали по 100 контрольных вопросов. Во-вторых, никакого снисхождения невежеству «мальчиков и девочек», а уж тем более скидок на смутную перестройку или «лихие 90-е». Пачками мои однокурсники шли на пересдачу. Помню, одну впечатлительную студентку мой друг выносил на руках на свежий воздух. От полученной двойки на экзамене по источниковедению у нее случился приступ истерики с удушьем.

    Надо сказать, что и в те годы от нервов и по незнанию случались досадные проколы, бывало, что большевики в ходе Октябрьской революции свергали Николая II [1]. Но когда преподаватели ставили таких знатоков на место, то героям, как правило, становилось стыдно, и они смиренно принимали свои оценки. Сегодня я преподаю студентам Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Так вот, будущие историки и политологи могут не только не знать базовых фактов и персоналий, но при этом считают это абсолютно нормальным. На полном серьезе такие «гуманитарии» требуют хороших оценок, хотя не могут ответить на экзамене, на какую страну напала Германия 22 июня 1941 года.

    Недавно я проверял реферат студентки-третьекурсницы (как казалось, неглупой ответственной учащейся). Программа «Антиплагиат» выявила, что оригинальность текста составила 14 % (!!!). На электронное письмо, в котором любезно предлагалось исправить работу (хотя никто, понятно, не обязывает это делать), получил следующий категоричный ответ: «Я не могу выполнить Ваше задание, поскольку источников по этой теме практически нет, и Вы сами мне об этом сказали. Литература, мною просматриваемая, также не содержала информацию по этой теме. Мне ничего не оставалось делать, как пользоваться интернет-источниками». Для тех, кто не «в теме»: «интернет-источники» — это фрагменты скачанных рефератов, невычитанные куски популярных статей и прочего сетевого «шлака».

    В 1990-е годы для большинства моих однокурсников Государственная историческая библиотека («Историчка») и РГБ («Ленинка») были основными местами знакомств и по