ГОЛОСОВАНИЕ



Действительно ли плохих шуток, высмеивания или открытого богохульства достаточно, чтобы оскорбить ваши чувства, как верующего?






Источник — Материал №64535:
2019, далее везде. Об истории, роли экономики и мировом кризисе

  • Андрей Юм 318 место

    15.01.2019 08:00

    2019, далее везде. Об истории, роли экономики и мировом кризисе
    Как можно построить разговор о будущем? Есть разные способы. Можно, к примеру, взять и освободить воображение от оков рассудка с его рационализациями, понятийной строгостью, апелляциями к здравому смыслу, опыту и т.п.  Пусть оно себе рисует фантасмагорические картины грядущего. В конце концов, такой подход не всегда плох. Если человек обладает чуткостью к  историческим изменениям, некой особой интуицией, а также художественным способностями,  почему бы и не обратить внимания на результат... Полный текст статьи
    2019, далее везде. Об истории, роли экономики и мировом кризисе

    Как можно построить разговор о будущем? Есть разные способы. Можно, к примеру, взять и освободить воображение от оков рассудка с его рационализациями, понятийной строгостью, апелляциями к здравому смыслу, опыту и т.п.  Пусть оно себе рисует фантасмагорические картины грядущего. В конце концов, такой подход не всегда плох. Если человек обладает чуткостью к  историческим изменениям, некой особой интуицией, а также художественным способностями,  почему бы и не обратить внимания на результат работы его воображения? Разумеется, не следует в таких случаях забывать о здравом скепсисе. В книге "Воспоминания, сновидения, размышления" К. Г. Юнг рассказывает, что с конца 1913 года, он ощущал нарастающее напряжение и тревогу. Его посещали странные и страшные образы (море крови, горы трупов, надвигающийся арктический холод в разгар лета), а внутренний голос твердил:

    «Смотри, вот что произойдет!»

    Но, как пишет Юнг:

    «Мысль о войне даже не приходила мне в голову»

    Конечно, у выдающегося швейцарского психоаналитика была особое мироощущение. Однако есть немало художественных произведений (и не только художественных), в которых представленные образы предугадывали те или иные стороны жизни дня завтрашнего. И всё же подобный способ разговора о будущем чаще всего – пустое фантазирование.

    Или другой подход. Мы можем обсуждать отдельные события, у которых есть высокая доля вероятности воплотиться в жизнь, скажем, в наступившем году. Будь то крах рынков, девальвация рубля, отставка правительства, переворот во власти, массовые уличные протесты и т.п. Это уже не фантазии, а аналитический разговор. Нужно иметь довольно развитые представления о сложившейся ситуации в стране и мире, чтобы серьезно обсуждать, какие события могут произойти и с какой вероятностью. Подобных событий, способных стать явью в различных сферах общественной жизни, даже в ближайший год довольно много. Несмотря на всю пользу, есть в таком подходе, как минимум, два недостатка. Во-первых, после подобных разговоров в голове возникнет мозаика из разноплановых событий, которые имеют разную вероятность осуществления. Во-вторых, какова бы не была вероятность того, что событие случиться, это всё равно только вероятность. А значит, хотим мы или нет, но такой подход есть, во многом, гадание, хоть и не на кофейной гуще.

    Зайдём, как говориться, с другой стороны. Попытаемся обсудить не отдельные события, а некоторые важные общественно-исторические процессы. Именно они породят, в том числе и в новом году, череду событий (как грибница порождает грибы), которые мы будем наблюдать, переживать, а, возможно,  в невесть-каких даже участвовать.

    Общественно-исторические процессы характеризуют масштаб и длительность. Они захватывают жизнь больших социальных групп (вместе с бытием конкретного человека) и, как мощное морское течение, несут её в своём направлении. Можно сказать, что эти  процессы определяют некие рамки, в которых в том или ином виде осуществляется судьба отдельного человека, раскрываются те или иные его потенции. Но если  морские течения стабильны на протяжении тысячелетий, то человеческая история, история отдельных обществ – гораздо более буйный и капризный поток. В его скорости и изменчивости сокрыт как риск трагических утрат, так и возможность больших свершений, рывков на пути исторического восхождения человечества.

    Вероятно, и сейчас мы (не только наша страна, но мир) стоим перед очередным серьёзным поворотом истории, и впереди нас ждёт извилистая и ухабистая дорога с множеством развилок, часть из которых ведёт в никуда (историческое небытие). Конкретно-индивидуальная жизнь отдельного человека будет брошена в новые условия, но и эти новые условия вбросят нечто незнакомое и непривычное во внутреннюю жизнь самого человека. Словно жестокий воспитатель, новые общественные процессы, события окружающей его жизни, сильные внутренние переживания заставят человека меняться. И не обязательно в лучшую сторону.

    Шёл как-то на днях неторопливым шагом, думал о чём-то своём. Смотрю, под ногами валяются оторванные листы от календаря. Будто бы кто-то специально разбросал: каждый шаг – один листок, один день. Как обычно, на таких календарных листках – число, месяц и напечатан краткий текст (некоторые из этих текстов напоминали об исторических событиях, с которым связана эта дата). Рядом с текстом мелким неразборчивым подчерком оставлены несколько пронумерованных записей, наверное, о делах по дому или работе.

    Всё это мелочь, вроде бы. Но мне показалось, что есть в этой ситуации что-то от сегодняшней жизни. Шагаешь ты изо дня в день, смотришь себе под ноги, отмечаешь, что нужно сделать по работе и дому. Периодически  во внимание с телевизионных экранов и гаджетов попадают напоминания об исторических событиях или о больших проблемах нашего времени. И всё же после недолгого увлечения обыденность берёт своё.

    Но, как часто это бывало в прошлом, под хрупким льдом сегодняшней обыденности накапливается, а возможно уже накопилась, энергия завтрашних исторических волнений. Стало быть, вскоре случиться так, что голову необходимо будет поднять и, внимательно всмотревшись в происходящее вокруг, задаться вопросом: а в каком направлении всё это (что вокруг меня) движется?


    Это всего лишь метафора, и, возможно, не всем она придётся по душе.  Но ведь приходят такие моменты, которые заставляют человека (нас) оторвать взгляд от своей конкретно-индивидуальной жизни, и всмотреться в вещи более общего порядка?

    Экономическая обусловленность

    В любую эпоху материальные потребности занимали мысли людей, направляли их действия. Нельзя приуменьшать роль этих потребностей в человеческой жизни, но и не следует их преувеличивать. Известные всем строки «не хлебом единым жив человек» как раз напоминают о присущем человеку голоде иного, нематериального рода. Сейчас этот голод подавляется, вытесняется за границы осознанности всем тем усиленным потребительским образом жизни, созданным современным капитализмом. Однако не факт, что когда потребительский образ жизни станет невозможным, то этот  неутолённый голод не напомнит о себе довольно болезненным образом. Не стоит недооценивать иррациональное начало в человеке.

    Одна из основных черт нашей эпохи в том, что впервые в истории производственные силы человечества достигли таких огромных возможностей, свидетелями которого мы сегодня являемся. Казалось бы, что эти огромные экономические возможности должны были бы дать человеку большую свободу от тех же мыслей о хлебе насущном. Ан, нет. Жизнь современного человека центрирована на экономике значительно сильнее многих предыдущих эпох. Для нашей страны контраст и вовсе велик, если вспомнить СССР. Можно сказать, что мы находимся в жестких и цепких лапах не научного, а общественно-бытийного экономоцентризма (огромная детерминированность жизни экономическими стимулами и экономической ситуацией). Навязывая с детства экономические стимулы как единственно-возможные (а потребление как единственно-возможное мерило счастья), система вовлекает новые и новые людские массы, поколения за поколением в свою игру.

    Если мы говорим о нашей стране, то жизнь народных масс вынуждено зациклена на экономической стороне дела. По большей части, вся эта ежедневная погоня за деньгами вызвана не потребительскими желаниями, распалёнными рекламными технологиями, а просто попыткой как-то выжить, семью прокормить. А дальше «общественное бытие определяет сознание».  Человек, помещённый в такие обстоятельства, не становится лучше. То время, те силы, которые могли быть потрачены на культурный рост, воспитание детей, творчество, совместную некоммерческую деятельность, уходят на добычу средств к существованию. Те жизненные силы народа, которые могли бы сделать жизнь нашего общества иной, сгорают в этой игре, которую организовывали со времён Перестройки. И разве каждый год всё больше не убеждает нас, что выигрывают в этой игре только её хозяева?

    А что элита или шире – правящий класс? Ограбление, накопление, потребление – руководящий принцип жизни, как минимум, для подавляющей части этого класса. Это их выбор по собственной воле со времён опять всё той же Перестройки, если ещё не раньше. И вряд ли добровольно они захотят умерить свои обезумевшие аппетиты. Люди, от чьих решений зависит сегодняшнее состояние дел в стране, люди, которые должны разрабатывать и воплощать в жизнь идеи, что определят облик страны завтра, заняты лишь накоплением денежных единиц на офшорных счетах и приобретением дорогих побрякушек. И не для кого уже не секрет, за чей счёт проходит их чумной пир. Частный, клановый или корпоративный экономический интерес, необузданный законом, проектом (или идеологией, ведь что проект, что идеология отвечает на одни и те же вопросы), то есть чем-то всеобщим, является кислотной смесью, разъедающей общественную жизнь. Логично, что в случае серьёзного экономического кризиса эта смесь изменит качество и обретёт взрывной потенциал.

    Огромная детерминированность общественной и индивидуальной жизни экономическими стимулами и экономической ситуацией  актуально не только для нас, но и для большей части мира, который, кажется, все свои силы бросил на потребу глобального экономического роста. И который с придыханием смотрит на то, чтобы этот глобальный рост не остановился. Несколько лет назад говорили, что Китай, как велосипед, если остановится, то сразу упадёт. Но такое сравнение подходит не только к КНР, но и ко всему миру. Как только рост остановится, мир упадёт… в новую эпоху, новую историческую реальность. При таком экономоцентризме жизни, мощный экономический кризис – это больше, чем экономический кризис, это экзистенциальная, смысловая проблема, не говоря уже о том, что противоречия социального устройства и политической системы вырвутся, как джин из бутылки. То есть, можно сказать, что, с одной стороны, на наших глазах происходит экономизация жизни как общественно-исторический процесс, с другой – «набухают» фундаментальные проблемы в экономике (как в нашей по внутренним причинам, так и в глобальной). Грубо говоря, общественная и индивидуальная жизнь всё больше опирается на экономическую, материальную сторону существования, а серьёзный экономический кризис выбивает эту опору. Каков в этом случае может быть результат?


    В преддверии чего, собственно, мы находимся?

    К чему подходит мировая экономика? Многие скажут, что перед нами маячит очередной конец очередного бизнес-цикла. Да, будет серьезное падение финансовых рынков, заявляют они, возможно даже крах. Значительно снизятся объемы производства и мировой торговли и т.п. В общем, впереди большие неприятности. Но, как и прошлый кризис, этот будет преодолен, и мы опять получим не один год стабильного роста. Речь, конечно, не о нашей стране, а о мировой экономике – у нас давно идёт свой либеральный цикл, напоминающий петлю. Но для мира подобный взгляд на ситуацию действует  успокаивающе, не так ли? Человек не любит неопределённость.  А найти в потоке событий некую цикличность – хороший способ снизить тревожность. Если я верю, что положение дел таково, как это объясняют официальные лица и прикормленные ими эксперты, то есть впереди лишь очередной временный спад, то зачем мне лишние волнения? Правда, тогда к чему исследовать и осмысливать фундаментальные проблемы капиталистической системы и перспективы возникновения новых общественно-экономических укладов? Но это уже другая тема.

    Однако создаётся впечатление, что подобная успокоительная риторика уподобляет циклы сменам времён года. «Весна, лето, осень, зима и снова весна». Но история движется по более сложной траектории. Да, теория циклов обговаривает их относительность (то есть сама теория – это попытка найти и объяснить закономерности в наблюдаемых в истории колебаниях экономики), а также она указывает, что бизнес-циклы – это не замкнутый круг, а, скорей, спираль. То есть цикл циклу рознь. Разве нынешний бизнес цикл, стартовавший после кризиса 2008 года, можно представить без тех огромных денежных вливаний, которые были осуществлены основными центробанками мира? Помниться, другим бизнес-циклам подобные радикальные монетарные меры были не нужны. Поэтому, можно сказать, что есть успокаивающая риторика о циклах, есть экономическая теория, а есть мощные экономические спады, которые не раз запускали изменения и в политическом, и в социально-экономическом, и в геополитическом устройстве мира, а параллельно всему этому происходили основательные изменения в людских умах.

    Может быть, в той ситуации, в которой находится глобальная экономическая система, в тех фундаментальных проблемах, которая она демонстрирует, есть признаки конца капитализма? Возможно и так. Сложный вопрос. Представим, что разворачивается мировой экономический кризис, который перерастает в глобальную экономическую депрессию, которая и ведёт к концу капитализма, как к господствующей форме общественно-экономического устройства. Конечно, не сразу и не везде. Но стоит помнить, что смена одного уклада на другой – это масштабнейшая трансформация. К примеру, появлению капиталистического уклада в Новом времени  предшествовала урбанизация поздних Средних веков. Без роста городов и появления горожан не было бы предпосылок для появления капитализма. В свою очередь развитию феодального уклада, предшествовал процесс аграризации, массового оставления городов в поздней античности. А появлению СССР, благодаря которому и смогли появиться другие социалистические государства, предшествовала ужасная Первая мировая война, сильнейший рост революционных настроений в мире, огромная скорость и масштаб организационных процессов в обществе. Можно ли увидеть что-нибудь подобное сегодня (огромные социальные процессы)?

    Те же большие процессы должны происходить в культурно-идеологической сфере. Й. Шумпетер, выдающийся экономист, выходец из аристократических слоев, не был социалистом, но в своей книге «Капитализм, социализм и демократия» писал, полемизируя с «безнадежно дремучими люди» от социализма и популистами, для которых цель социализма – это «изобилие бифштексов или радиоприемников»:

    «Не будем следовать этому примеру и постараемся не забывать, что социализм имеет более высокие цели, нежели наполнение желудков, подобно тому, как христианство не сводится к вере в рай и ад, имеющей до некоторой степени гедонистическую подоплеку. Главное – социализм это новый тип культуры»

    То есть если понимать, что социализм – это не только новый социально-экономический уклад, но и, в первую очередь, новый тип культуры, то должны предшествовать его появлению огромные сдвиги в культурно-идеологической сфере, в сознании общества. Пока же – «В Багдаде всё спокойно».

    Учитывая, как огромен и взаимосвязан мир сегодня, то сама  трансформация мира к новому укладу – это огромные изменения, растянутые на длительный срок, с большими рисками исторического отката назад или падения в какую-нибудь фашистскую антиутопию с её кастовым делением и человеконенавистнической идеологией. В общем, сам процесс подобной трансформации есть новая историческая эпоха. Можно сказать, что любая активная трансформация, это кризисное состояние системы с масштабными процессами и событиями, поражающими воображение современников. Поэтому о конце капитализма, говорить рано. Но вполне вероятно то, что капиталистическая система,  несмотря на свои способности к мутации, а значит, и к адаптации, находится на стадии исчерпания, и мы подходим к эпохе перемен как периоду активной глобальной трансформации.

    С. Лемм в своей «Сумме технологий» пишет, размышляя о развитии, разуме и среде, что биологический вид слеп, что

    «Не он собою руководит: его ведет Эволюция, возлагающая обильные жертвы на решето естественного Отбора»

    что

    «жизнь эволюционирует не благодаря «встроенной» в нее тенденции к «прогрессу», а только перед лицом грозящей опасности»

    А что если человек это тоже такой «исторический вид», которым руководит уже не Эволюция, а История? Она формирует свой исторический отбор, пропуская через его решето человеческие общества и, к сожалению, не особо считаясь с жертвами и нашими переживаниями. Она также устремлена к новым формам общественного устройства и человеческого сознания, формам, которые должны действенней отвечать на вызовы исторической среды. То есть историческая новизна (новые мировоззренческие системы, новый тип социально-экономического уклада, новый тип государственности и т.п.) появляется также в результате преодоления открывшейся перед обществом опасности. Кстати, в доисторические времена человечество же подчинялось естественному отбору. Сейчас – историческому отбору. Возможно в будущем, когда (если!) человечество выйдет на такие рубежи развития, о которых мы сейчас и помыслить не можем, исторический отбор смениться на нечто иное, нечто более осознанное и осмысленное. Да, при таком взгляде история – это не прошлое,  она всегда есть само стремление в будущее. История создаёт всё это пространство, в котором обитают все наши личные истории, и в тоже время меняет его. Даже весь наш антиисторизм может существовать только в её историческом пространстве. Да, не спорю, при таком взгляде, конечно, где-то по близости можно обнаружить  «крота истории» за его неустанным трудом.

    Но снизим несколько уровень обобщений. Что бы не представляли собой надвигающиеся проблемы экономики (что у нас в стране, что в мире), они красной нитью пройдут через весь это год, став и фоном и приводным ремнём для многих событий как в экономической сфере, так и в неэкономической. К примеру, росту геополитической конфронтации или пробуждению народных масс. Но это уже темы для следующих разговоров.


    Оцените статью

    Ваш комментарий   Открыть диалоги   Последний комментарий

+
  • STOIK 14 место

    15.01.2019 16:37

    91.1% 2.6

    +
  • meditator 245 место

    15.01.2019 16:58

    87.4% 2.1

  • vladimir 35 место

    15.01.2019 18:17

    87.2% 1.3

    +
  • Ян Павловский 62 место

    15.01.2019 18:34

    84.9% 1.2

    +
    • Андрей Юм 318 место

      15.01.2019 23:38

      98.1% 0.5

      +
      • Ян Павловский 62 место

        17.01.2019 19:25

        84.9% 1.2

        +
  • Лев Серебрянников 42 место

    15.01.2019 20:58

    93.2% 1.0

    +
    • Андрей Юм 318 место

      16.01.2019 00:14

      98.1% 0.5

      +
      • Лев Серебрянников 42 место

        16.01.2019 16:06

        93.2% 1.0

        +
        • Андрей Юм 318 место

          16.01.2019 22:23

          98.1% 0.5

          +
          • Лев Серебрянников 42 место

            16.01.2019 23:56

            93.2% 1.0

            +
  • Сергей Есаков 15 место

    15.01.2019 22:37

    88% 1.4

    +
    • Питер Фальк 202 место

      16.01.2019 00:15

      38.9% 0.7

    • Андрей Юм 318 место

      16.01.2019 00:25

      98.1% 0.5

      +
      • Петр Побегайло 187 место

        16.01.2019 03:11

        94.3% 0.6

        +
        • Лев Серебрянников 42 место

          16.01.2019 18:05

          93.2% 1.0

          +
          • Петр Побегайло 187 место

            17.01.2019 01:47

            94.3% 0.6

            +
            • Лев Серебрянников 42 место

              17.01.2019 15:42

              93.2% 1.0

              +
              • Петр Побегайло 187 место

                17.01.2019 18:49

                94.3% 0.6

                +
                • Лев Серебрянников 42 место

                  17.01.2019 20:00

                  93.2% 1.0

                  +
                  • Петр Побегайло 187 место

                    18.01.2019 00:26

                    94.3% 0.6

                    +
                    • Лев Серебрянников 42 место

                      18.01.2019 01:30

                      93.2% 1.0

                      +
                      • Петр Побегайло 187 место

                        18.01.2019 02:03

                        94.3% 0.6

      • Сергей Есаков 15 место

        16.01.2019 11:14

        88% 1.4

        +
        • Петр Побегайло 187 место

          17.01.2019 19:42

          94.3% 0.6

  • Петр Побегайло 187 место

    16.01.2019 03:03

    94.3% 0.6

    +
    • Андрей Юм 318 место

      16.01.2019 13:54

      98.1% 0.5

      +
      • Лев Серебрянников 42 место

        16.01.2019 16:19

        93.2% 1.0

        +
        • Петр Побегайло 187 место

          17.01.2019 02:52

          94.3% 0.6

          +
          • Лев Серебрянников 42 место

            17.01.2019 15:34

            93.2% 1.0

            +
            • Петр Побегайло 187 место

              17.01.2019 20:00

              94.3% 0.6

              +
              • Лев Серебрянников 42 место

                17.01.2019 20:18

                93.2% 1.0

                +
                • Петр Побегайло 187 место

                  18.01.2019 00:44

                  94.3% 0.6

  • Idol 481 место

    16.01.2019 03:13

    86.1% 0.9

    +
    • Андрей Юм 318 место

      16.01.2019 13:21

      98.1% 0.5

  • darkace darkace@mail.ru 148 место

    16.01.2019 11:54

    86.5% 0.7

    +
    • Андрей Юм 318 место

      16.01.2019 13:35

      98.1% 0.5

      +
  • О Б 776 место

    22.02.2019 07:49

    47.2% 0.3


Ответить



Спасибо за обращение

Вам запрещено оценивать комментарии.
Обратитесь в администрацию.

Укажите причину