Форум / Геополитика / Европейский Союз расширяет своё присутствие в Арктике / Обсуждение | Информационное агентство «АВРОРА»
		
	
	
	
	
	
	
				
		
		
		
					
				
		
					
				
	
	
	
	
	
	

	
	

ГОЛОСОВАНИЕ



Как вы считаете, почему массовые митинги удаётся организовывать только под либеральными лозунгами?




Источник — Материал №72712:
Европейский Союз расширяет своё присутствие в Арктике

  • Борис Межуев 1776 место

    15.10.2019 07:29

    Европейский Союз расширяет своё присутствие в Арктике
    В статье про Арктическую конфликтную систему, мы указывали, что в её рамках общие интересы имеют такие страны, как Россия и Канада, которые на других направлениях международной политики занимают противоположные позиции. С другой стороны, общность интересов России и Канады ещё более укрепляется их противоположностью с интересами Китая, главного претендента на вступление в систему и по этой причине основного сторонника максимальной интернационализации территории Арктики.... Полный текст статьи
    Европейский Союз расширяет своё присутствие в Арктике

    В статье про Арктическую конфликтную систему, мы указывали, что в её рамках общие интересы имеют такие страны, как Россия и Канада, которые на других направлениях международной политики занимают противоположные позиции. С другой стороны, общность интересов России и Канады ещё более укрепляется их противоположностью с интересами Китая, главного претендента на вступление в систему и по этой причине основного сторонника максимальной интернационализации территории Арктики. На всех других фронтах Китай, равно как и Россия, является последовательным приверженцем принципа национального суверенитета, а вот в вопросе контроля над северными морскими путями он, заодно с Соединёнными Штатами, добивается ограничения этого принципа во имя некоего общего международного статуса, аналогичного тому, что действует в Антарктиде.

    Если говорить языком политической науки, здесь наблюдается явный «разрыв» между «региональной подсистемой» Северных полярных территорий и другими «региональными подсистемами», образующими в совокупности мировую политическую систему. Термины «разрыв», «региональная подсистема» принадлежат американскому учёному, профессору университета Калифорнии в Санта-Барбаре Орину Янгу, – наверное, самому влиятельному исследователю порядка политического управления в Арктике. Мы предпочитали говорить о «конфликтной системе», ориентируясь на теоретические построения российского учёного Вадима Цымбурского, к сожалению, уже покойного. Но, возможно, идеи Янга и введённые им понятия являются более релевантными для описания Арктики, поскольку показывают, что «разрыв» «региональной подсистемы» может быть обозначен не только особым конфликтным потенциалом, но и, скажем, особой формой сотрудничества между участниками системы, какой-то спецификой их взаимодействия.

    Очевидно, что указание на этот особый характер политического взаимодействия в Арктике представляет собой то, что можно было бы назвать «европейским» подходом к развитию Арктики. И этот «европейский» подход, конечно, шире самой Европы, поскольку его разделяют многие учёные из разных стран мира. Основной принцип этого подхода – ставка не на конкуренцию держав, не на соперничество интересов, а на наднациональное сотрудничество всех заинтересованных в развитии региона организаций, озабоченных теми или иными его проблемами. Сам Орин Янг внёс большую лепту в развитие именно этого направления развития Арктики, оказав решающее влияние на создание Международного арктического комитета науки (International Arctic Science Committee, IASC) и на принятие Стратегии Защиты окружающей среды Арктики.

    Но, конечно, основной импульс по интернационализации проблем Арктики исходит именно от структур Европейского Cоюза – организации, на протяжении последнего десятилетия безуспешно пытающейся добиться статуса наблюдателя в Арктическом совете.

    В октябре 2019 года арктические амбиции Европейского Cоюза были актуализированы важным событием. В городе Умео на севере Швеции 3-4 октября прошёл специальный Арктический форум Европейского Cоюза, организованный Европейской комиссией, Европейской службой внешнего действия и шведским правительством. В форуме приняло участие около пятисот человек, его почтили своим присутствием министры иностранных дел таких стран, как Италия, Индия, Финляндия, Латвия, Норвегия, Мальта, а также два еврокомиссара. Одно из заседаний форума посетила принцесса Виктория. На панели форума 3 октября совместно выступили покидающая свой пост глава внешнеполитического ведомства Европейского союза Федерика Могерини и, наоборот, только что заступившая на свой пост министр иностранных дел Швеции Анн Линде и еврокомиссар Кармену Велла. По итогам заседания, они опубликовали совместную декларацию. Помимо общих заявлений с призывом к совместным действиям по обеспечению климатического равновесия в регионе и предотвращению гибельных последствий глобального потепления, в этом документе содержался призыв добиться ограничения глобального потепления до 1,5 градуса наряду с обещанием от имени Европейского Cоюза полностью отказаться от потребления углеводородов в промышленности к 2050 году.

    Россию на Европейский Арктический форум не пригласили. Однако на площадке форума состоялась не связанное с ним непосредственно совещание министров иностранных дел стран региона Баренцева моря. И на это мероприятие было отправлено приглашение министру иностранных дел России Сергею Лаврову, но вместо него в форуме принял участие его заместитель Александр Грушко. Безусловно, Россия, равно как и Канада, настороженно относятся к полярной экспансии Европейского Cоюза, атакующего Арктическую систему совсем с другой стороны, чем Китай. Другой не только в пространственном, но и идеологическом отношении.

    Европейский Союз явно нацелен на то, чтобы проблемы Арктики решались как бы помимо отдельных государств, то есть некими интернациональными форумами, представляющими не страны, но сообщества. В первую очередь сообщества учёных, но также женщин, представителей коренных народов, оленеводов, полярных фермеров и пр. Задача ЕС состоит в том, чтобы ввести в действие максимальное число такого рода инициатив, способных привлечь к себе представителей аналогичных содружеств из других арктически ориентированных стран.

    Арктический совет в этом смысле для Европы не слишком удобная организация. Европейский Союз представлен в этом совете тремя странами. Одна из них – Дания – входит в так называемый формат A5, то есть наряду с Россией, США, Канадой и Норвегией она имеет свой приарктический шельф. Проблема в том, что этим выходом в Арктическое море, или, как мы говорим, Северный Ледовитый океан, Дания обязана находящейся под её суверенитетом автономной Гренландии, а вот Гренландия территорией Европейского Союза не считается. Однако постоянными членами Арктического совета являются также страны, имеющие в своем составе территории выше 60 градусов северной широты, то есть расположенные за Полярным кругом. А это также Швеция, Финляндия и Исландия, которые вместе с вышеназванной пятеркой составляют формат A8.

    Исландия с Норвегией в ЕС не входят, Дания действует относительно автономно от его структур, а вот Швеция с Финляндией работают по «Северному измерению» (так называется программа арктической политики ЕС) скоординированно с Европейской комиссией, фактически реализуя её программу. Но ЕС пытается войти в Арктический совет как отдельное целое. С 2008 года Брюссель отчаянно пытается закрепиться в Арктическом совете, добиваясь получения статуса члена-наблюдателя, который с 2013 года имеют Китай, Индия и другие страны. Однако заявка ЕС жёстко отвергается именно Канадой в силу введённого Евросоюзом эмбарго на продажу тюленьего меха. Россия и в этом отношении Канаду поддерживает.

    Европа пытается идти обходным путём, посредством целого ряда инициатив – в первую очередь, по борьбе с последствиями глобального потепления, поддержания народов Севера, рынков сельскохозяйственной продукции, малых и средних предприятий в Арктической зоне. Подобных инициатив около ста, перечислить их все было бы сложно, тем более что о каждой из них написано довольно много.

    Во всяком случае ясно одно: тот режим международного сотрудничества, который предлагает Европейский Союз и выражением которого явился прошедший Арктический форум в Швеции, остро конкурентен той философии, которая заложена в основание Арктического совета и главными сторонниками которой могут считаться Россия, Канада и, в известной степени, Норвегия. Но в то же время этот подход отличается и от китайского – особой фиксацией на экологическом, природозащитном и в целом гуманитарном аспектах развития региона. В этом смысле весьма любопытно, какую позицию в овой системой в целом – или же она сохранит свою уникальность и самодостаточность, вопреки вызовам с востока и запада. И, соответственно, продолжат ли США подрывать Арктическую систему, как это начал делать госсекретарь Майк Помпео на форуме в Рованиеми, или же согласятся с её особой логикой, опасаясь слишком сильно подыгрывать либо Китаю, либо Европейскому Союзу.


    Оцените статью

    Ваш комментарий   Открыть диалоги   Последний комментарий

+


Ответить



Спасибо за обращение

Вам запрещено оценивать комментарии.
Обратитесь в администрацию.

Укажите причину