Источник — Материал №69731:
День, когда началась история

  • Борис Межуев 1724 место

    15.07.2019 14:12  5.3 (21)

    День, когда началась история
    Когда Фрэнсис Фукуяма писал статью «Конец истории?», едва ли он не задумывался о многозначительном совпадении цифр. По его констатации, история подходила к завершению в июле 1989 года — ​ровно через два века после начала Французской революции. Ее официальным днем рождения считается 14 июля — ​когда вдохновенный оратор Камиль Демулен повел толпу из Пале-Рояль на площадь, где стояла королевская тюрьма Бастилия. Эта дата считается точкой отсчета... Полный текст статьи
    День, когда началась история

    Когда Фрэнсис Фукуяма писал статью «Конец истории?», едва ли он не задумывался о многозначительном совпадении цифр. По его констатации, история подходила к завершению в июле 1989 года — ​ровно через два века после начала Французской революции. Ее официальным днем рождения считается 14 июля — ​когда вдохновенный оратор Камиль Демулен повел толпу из Пале-Рояль на площадь, где стояла королевская тюрьма Бастилия.

    Эта дата считается точкой отсчета Французской революции, и она же является национальным праздником современной Франции. Однако, если следовать логике американского мыслителя, именно тот день и стоило бы назвать моментом начала истории, подошедшей к своему финалу двести лет спустя.

    Та, в свою очередь, согласно Фукуяме, представляла собой не просто цепь событий, она имела четкую логику — ​последовательное утверждение в обществе идеи гражданского равенства или же идеи признания за каждым человеком равной степени достоинства. Эта история кончилась глобальной победой либеральной демократии, но зарождалась она непосредственно в 1789 году, с момента провозглашения Учредительным собранием сословного равенства и взятия парижанами символического оплота старого порядка.

    Существует известная теория, что наше мироздание появилось из Большого взрыва. Так вот, весь современный миропорядок в том же самом смысле вышел из Большого взрыва парижского восстания июля 1789-го. Социальные мыслители Старого Света практически сразу, уже в 30-е годы XIX века, поняли, что Французская революция — ​это уникальное, экстраординарное событие. И оно затронет своим влиянием не только Французскую республику и Европу, но и все человечество.

    Трудно объяснить, по какой причине возникло подобное, едва ли не мистическое переживание значения данного события. Почему сразу появилось ощущение, что теперь старый сословный порядок разрушится окончательно и его не сможет спасти никакая реставрация. Алексис де Токвиль писал о грядущем торжестве идеи равенства еще в 1830-е, когда до победы всеобщего избирательного права в развитых странах было еще далеко. Гегель и его последователи также увидели в данной революции действие сверхчеловеческой силы, которую они назвали «мировым духом».

    За последние два столетия не было недостатка в предсказаниях относительно того, куда и как движется история, возникнет ли событие, аналогичное по масштабу с антисословным переворотом во Франции. В XX веке многие верили, что им стал Великий Октябрь, распространивший идею равенства на имущественные отношения между людьми и открывший эру социальной демократии. Но после 1989 года в подобное могут верить только самые отчаянные адепты «красной идеи». Тогда как Французская революция пока держит нас всех в орбите своего исторического тяготения.

    Как следует к этому относиться? Подобно тому, как свобода лучше, чем несвобода, так и равенство лучше, чем неравенство. Ни один народ, ни одна категория людей не должны мириться с несправедливым отношением к себе. Чувство справедливости в наше время уже неотделимо от осознания того, что все граждане одной страны, вне зависимости от происхождения, имущественного положения, уровня образования, любых заслуг и способностей, имеют одинаковые права, и ни у кого нет юридических привилегий на том основании, что он считает себя умнее, благороднее, влиятельнее остальных. Иными словами, главный итог Французской революции неотменим и отрицать его могут лишь маргинальные реакционеры.

    Однако не только у них вызывает определенный ужас фатальная поступь того события, представление, что оно не просто дарит человеку свободу, но и подчиняет его какой-то внешней, неумолимой и вместе с тем не до конца объяснимой логике. Политический философ Ханна Арендт в этом смысле имела основание противопоставлять «темной» французской революции «светлую» американскую, в которой не ощущалось исторического рока, влекущего людей к несознаваемой цели. Да что говорить, все главные ее участники благополучно умерли в своей постели, во всяком случае не попали на плаху как «враги народа» или «предатели свободы». Увы, того же, как известно, нельзя сказать о революционерах французских. О том же самом Демулене, погибшем на гильотине вместе с Дантоном спустя всего-то пять лет после штурма Бастилии. А примерно через полтора века своих детей, подобно Сатурну, пожрала и революция русская, потом ровно то же самое проделала революция китайская.

    Ханна Арендт объясняла «темный» аспект французских событий 1789-го тем, что они привнесли в восстание за политическую демократию элемент социальной розни, выведя на сцену и оправдав злобу бедняка против успеха богатых. Но, возможно, главной причиной этой стороны Великой революции явился тот факт, что она оказалась борьбой не только против автократии и сословного порядка, но и против христианства. Если не во имя прямого безбожия, то во имя деистического культа Разума. К концу XIX века стало ясно, что новый порядок пойдет до последнего в процессе освобождения общества от всех социальных табу, привнесенных христианством, что секулярному удару подвергнутся не только армия и государство, но также любая частная корпорация, школа, семья.

    И процесс «обезбоживания общества» столь же неостановим, как и процесс утверждения идеи равенства. Нет ни малейших оснований полагать, что он подходит к своему завершению. Разделимы ли два этих тренда, или же они представляют, в сущности, одно явление? По данному поводу будут вестись долгие споры, но едва ли кто-то, кроме крайних радикалов, сможет смотреть на события 1789 года, не различая «темные» и «светлые» стороны. Однажды французский премьер Клемансо сказал, что революцию надо воспринимать как единое целое. Но вряд ли сейчас мы готовы согласиться на это — ​слишком много хорошего и важного внесла она в том числе и в наше общество, и слишком много плохого родилось вместе с ней. Французская революция, как и вся наша история, будет вечно представать двуликим Янусом.


    Оцените статью

    Ваш комментарий   Открыть диалоги   Последний комментарий

+
  • Дмитрий Сызьга МОДЕРАТОР

    15.07.2019 14:44

    76.5% 0.9

  • Александр Фоменко КРИТИК

    15.07.2019 15:05

    84.9% 3.8

    +
    • Алена Насекина 293 место

      16.07.2019 07:11

      92.7% 0.8

    • Дмитрий Самусев 655 место

      16.07.2019 21:40

      94.4% 1.2

  • QQ Кукушонок 6 место

    15.07.2019 18:11

    90.6% 1.2

    +
    • kaverz No 111 место

      15.07.2019 21:21

      74.4% 1.1

      +
      • QQ Кукушонок 6 место

        16.07.2019 00:25

        90.6% 1.2

        +
        • Константин Иванов 155 место

          16.07.2019 07:51

          83.1% 1.7

          +
        • ida 2730 место

          16.07.2019 14:32

          0% 0.0

          +
          • QQ Кукушонок 6 место

            16.07.2019 15:31

            90.6% 1.2

  • Исупов Степан 47 место

    15.07.2019 18:25

    77.4% 1.1

  • Станислав Кравченко ГОСТЬ

    15.07.2019 20:16

    0% 0.0

  • Лев Серебрянников 9 место

    15.07.2019 21:09

    74.2% 1.7

    +
    • Петр Побегайло 154 место

      16.07.2019 01:30

      84.6% 0.5

      +
      • rus walenok 22 место

        16.07.2019 07:15

        78.5% 1.2

        +
        • Константин Иванов 155 место

          16.07.2019 07:36

          83.1% 1.7

          +
          • rus walenok 22 место

            16.07.2019 07:48

            78.5% 1.2

        • Петр Побегайло 154 место

          19.07.2019 01:45

          84.6% 0.5

      • Лев Серебрянников 9 место

        16.07.2019 10:29

        74.2% 1.7

  • rus walenok 22 место

    15.07.2019 22:55

    78.5% 1.2

  • Андрей Данилов 62 место

    16.07.2019 06:03

    94.4% 1.4

  • Ярослав Юрьев 157 место

    16.07.2019 15:45

    70.4% 0.3

  • Bor Nikolaev 435 место

    21.07.2019 06:17

    68.2% 0.7

  • Андрей Б. 489 место

    21.07.2019 09:44

    67.9% 0.7

    +
    • Астрорадар 262 место

      21.07.2019 10:21

      83.8% 1.1

      +
  • Астрорадар 262 место

    21.07.2019 11:17

    83.8% 1.1


Ответить



Спасибо за обращение

Вам запрещено оценивать комментарии.
Обратитесь в администрацию.

Укажите причину